Издательский дом "Северная неделя" в настоящее время издает 20 газет общим недельным тиражом 679.204 экз.



Подпишись на наши газеты, не выходя из дома

Подать рекламу в газеты ИД Северная неделя

 • QR-код


 • Читать
  все комментарии

 • Архив
  новостей


 • Акция
  «Вечёрки»:
  «Победим на поле
  брани!»



 • Об издательстве
 • Наши газеты
 • Страницы
  гражданских
  журналистов

  

 • Бесплатные
   объявления

 • Реклама
 • Контакты



Суббота, 27 апреля 2024 г.  ДомойПоискНаписать письмоДобавить в избранное
Корабельная сторона
Номер от 9 октября 2001 г.
Смотреть весь номер Корабельная сторона от 9 октября 2001 г. :: Архив газеты «Корабельная сторона»

«С промысла не вернулся...»

Версия для печатиОтправить статью другу
«Подлодка М-173 потопила транспорт, шедший в охранении двух тральщиков. Подлодка С-102 высадила разведгруппу в районе Варде. Подлодка Д-3 вернулась из похода. Авиация из-за плохой погоды не летала. Огонь по неприятелю вела батарея №140. Морской охотник МО-212, прибывший в район мыса Пикшуев, разведгруппы, высаженной 14 марта, не обнаружил. С рыбного промысла не вернулся траулер «Коминтерн»...(Из сводки оперативной обстановки на Северном флоте за 16 марта 1942 года).

Свои траулеры-первенцы советские рыбаки тридцатых называли характерными и звучными для того времени именами: «Большевик», «Ким», «Красноармеец», «Спартак», «Осоавиахим»... И среди них - траулер бортового траления «Коминтерн». В числе судов промыслового флота Севера он еще значился как РТ-19. Упоминания о нем встречаются в газетах довоенного времени среди коллективов стахановцев рыбодобывающей отрасли. Указывается он и в списках безвозвратных потерь советского промыслового флота в Великую Отечественную. Но вот особенность - в специальной графе напротив «Коминтерна» мы находим запись, - «с промысла не вернулся». И все! К слову, и сегодня судно так и числится без вести пропавшим. Судьбу траулера разделил и его экипаж...

О начале войны рыбаки узнали после полудня 22 июня, получив срочную радиограмму с берега. Всем находившимся на промысле судам надлежало срочно возвращаться в ближайший порт. Из 70 траулеров военные моряки мобилизовали пятьдесят. Эти рыбацкие суда срочно переоснащали в минные тральщики и сторожевики. Причем в действующий флот уходили суда в наиболее исправном техническом состоянии. Траулеры же солидного возраста или требующие ремонта оставались на промысле. Причем работать теперь они должны были фактически на износ, ведь судоремонтные заводы занимались в основном заказами военного флота. «Коминтерн», построенный в 1930 году, попал в их число.

Сначала попытались промышлять во внутреннем Белом море. Архангельские рыбаки сделали два пробных рейса. Уловы оказались мизерными. Нужно было возвращаться на уже «обжитые» банки Баренцева моря. А там - война!

Дело это, конечно, было рискованным, и потому лов велся только ночью. Суда сохраняли полное радиомолчание, а вахты длились по 16 часов в сутки. Самое тяжелое: суда выходили в море без охраны, прикрытия с воздуха не имели. В случае нападения траулеры оказывались беззащитными. Вооружение, даже легкое, на них не ставили. Его у флота просто не было. Неудивительно, что в первые же месяцы войны сразу несколько рыболовных судов северян подверглись атакам с воздуха, а вскоре пришло время считать потери: 18 декабря сорок первого года близ Восточной Лицы немецкая авиация потопила РТ-4 «навага», а в январе 1942 года фашистами был потоплен траулер РТ-68 «Енисей».

«Коминтерн», к слову, уцелел чудом. В декабре сорок первого у Харловки на него напали сразу несколько самолетов. Одна из бомб угодила в кормовую часть судна и... не взорвалась, застряла в корпусном металле. Траулер так и пришел в порт с бомбой, где ее обезвредили саперы.

Такова предыстория исчезновения траулера «Коминтерн».

В свой последний рейс судно отправилось 1 февраля. На борту - 34 человека команды. Надо сказать, рыбацкие флоты Мурманска и Архангельска всегда были тесно связаны. Одно время промысловиков вообще объединяли в одну организацию, потом, правда, этот трест расформировали. Не раз меняли порты приписки и траулеры. Поэтому неудивительно, что в экипаже «Коминтерна», который к началу войны числился за Мурманском, плавали и архангельские рыбаки. Командовал судном Григорий Ефимович Дубаков - он пришел на траулер в мае сорок первого года.

Штурманы «Коминтерна» проложили курс в Центральный промысловый район Баренцева моря. Это минимум 250-280 километров от берега. Глубины - от 300 до 375 метров. Последними, кто видел траулер здесь, оказались рыбаки РТ-1 «Акула». Суда сошлись на короткую дистанцию, поприветствовали друг друга гудками и вскоре разошлись. Обмениваться информацией они не стали -выходить в эфир категорически воспрещалось...

1 марта «Коминтерн» должен был вернуться в свой порт, но не вернулся. Траулер продолжали ждать еще 15 дней. Делали сноску: мало ли что могло приключиться? Но 16 марта, когда срок автономности истек, судно, как было принято в войну, исключили из состава тралового флота. Поисковую операцию не проводили - хватало других забот. В оперативных документах появилась та самая запись - «с промысла не вернулся». Экипаж причислили к без вести пропавшим.

Правда, в иных источниках значится, что «Коминтерн» якобы потопила немецкая подлодка в районе Гусиной банки у Новой земли. Однако ни тактического номера подлодки, ни точных координат ее атаки, ни каких-либо подтверждений гибели нашего судна от вражеской торпеды авторы не приводят, указывают только дату - 16 марта. Думается, здесь они выдали предполагаемое за окончательно установленное, да к тому же допустили подмену даты гибели датой истечения срока автономности.

По данным метеорологической обстановки, в феврале 1942-го в Баренцевом море был только один жестокий шторм - 20 февраля, и потому более вероятно, что «Коминтерн» все-таки настигло оружие противника. Но первый вопрос: когда и где? На промысле? На переходе? Предполагаемая акватория - это сотни миль. Обычно после кораблекрушений остаются так называемые вторичные признаки гибели - плавающие обломки, части такелажа, что-то выбрасывает на берег море, наконец, масляные пятна на поверхности... Их могли заметить случайно с пролетавших самолетов, с проходивших кораблей. Но море взяло все...

Оставались еще немецкие военные архивы, а их открыли для россиян только в девяностые годы. Забегая вперед, скажу: именно здесь поиск оказался наиболее результативным. Однако выйти на эти документы оказалось делом хлопотным. Помогли питерские историки. Они имели выход на западногерманские библиотеки, переворошили там множество изданий о действиях германского флота в Северной Атлантике, отыскали и сделали выписку из донесения командира подлодки U-436.

Капитан-лейтенант Й.Зейбино сообщал, что 1 марта в 12 часов 40 минут, находясь в надводном положении, он атаковал торпедой с близкого расстояния русский корабль водоизмещением 1.500 тонн. Попадание было точным. Корабль затонул в течение 47 секунд, русские даже не успели спустить шлюпки. Название на борту своей жертвы фашистам прочитать не удалось.

Точных координат атаки немецкий источник не указывал, назывался только квадрат - АС 8948. Около года потребовалось, чтобы снять копию с нужной разлиновкой. Квадрат АС 8948 оказался немалой акваторией, охватывающей часть Мурманской южной банки и пространство ближе к Кольскому берегу с глубинами от 110 до 200 метров.

Первый вывод напрашивался сам: если потопленное немцами судно на самом деле было «Коминтерном», то, значит, траулер уже возвращался с промысла, ведь Центральный район находился значительно выше. А по всем срокам судно как раз и должно было идти домой, поскольку на нем заканчивались запасы топлива и воды.

Второе. Водоизмещение своей жертвы фашистские подводники хотя и отметили, что называется, «на глаз», но все-таки в светлое время суток, с близкого расстояния и когда лодка находилась в надводном положении. 1.500 тонн - параметр, близкий к «Коминтерну», чье водоизмещение составляло около 1200 т.

Третье и, пожалуй, самое важное. По оперативным сводкам и выпискам на Северном морском театре в период с 1 февраля по 1 марта 1942 года, наша сторона потерь не имела, кроме пропавшего траулера. А вот немецкая подлодка вблизи квадрата АС 8948 находилась. 27 февраля ее обнаружил береговой пост в губе Гавриловской, и в тот же день лодку преследовали наш СКР-29 «Бриллиант» и четыре самолета МБР, а через какое-то время - еще один сторожевик и катер- «охотник».

Суммируя сказанное, можно с большой долей вероятности говорить, что 1 марта 1942 года северо-восточнее Териберки фашистской лодкой U-436 был потоплен советский траулер РТ-19 «Коминтерн».

Фактически «пропавшее» судно никто не искал. Все списали на войну, а после факт исчезновения приняли как неопровержимый. К тому же, была еще одна беда: во время бомбардировок Мурманска в 1942 году в огне пожарищ сгорели и многие документы из архива тралового флота, в том числе и судовые роли, личные дела рыбаков. Неудивительно, что «Коминтерн» со всем своим экипажем и вовсе «потерялся».

Вместо послесловия

Тема участия рыбаков Мурманска и Архангельска в Великой Отечественной войне, к сожалению, остается одной из самых неисследованных в российской морской летописи. О тех судах, экипажах тралового флота, что с началом Великой Отечественной были переоборудованы в сторожевики и минные тральщики, написано все-таки мало. Серьезных исследований нет, а то, что имеется, к сожалению, грешит неточностями и недоговоренностями. Надо признать, что изрядную долю путаницы в историю внесли и сами ветераны тралового флота. Например, во многих публикациях, рассказывая о том, где и как служили, они указывают не оперативно-тактические номера своих мобилизованных кораблей, а ориентируются по номерам бортовым, а это далеко не одно и то же. Поэтому исследователям, которые пытаются сегодня восстановить ход событий и имена, приходится постоянно перепроверять и сопоставлять цифровые обозначения в архивных документах.

Незаслуженно скромно сказано о тех, кто в войну продолжал трудиться на промысле. Вообще, упоминаний о том, что какой-то иной, кроме Архангельского и Мурманского, траловый флот продолжал лов на морском театре боевых действий, в истории второй мировой мне найти не удалось, и потому, на мой взгляд, явление это уже уникально. Ну а об уловах из тралфлотовских трюмов военной поры можно сказать так: они были на вес золота, поскольку в лихолетье спасли тысячи людей от голодной смерти.

Олег ХИМАНЫЧ



Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!

Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта





Комментарии:


Содержание номера

Культура   Сергей Смирнов: «Не мыслю физики без лирики»  |
Экономика   Резкие жесты  |  Паромы на приколе?  |  «Газпром» и «Роснефть» подставляют плечо  |
Северодвинск   Кто построит суда для России?  |
Россия   «С промысла не вернулся...»  |  Национальные особенности подводной охоты  |  Последний курс  |
Общество   Легенды лицея  |



Поиск по сайту

  

Альтернативный поиск по сайту



Главная тема
А вы, «Ясень», останьтесь…
  Планы по сдаче ВМФ АПЛ «Северодвинск» пересмотрены
Новости
 Самый добрый правозащитник    // 9 декабря, 09:32
Октябрь 2001
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        
Смотреть архив полностью

Реклама

Только в печатной версии!

Северная Теленеделя
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!

Бабьи хлопоты

Раскраска








Аудитория
нашего сайта:


Подписка

Email:    


 
«Горячая линия» для клиентов
(8-8184) 56-97-88

Сайт для женщин Дамское счастье

Яндекс.Метрика
© ООО "Издательство "Северная неделя", 2001-2010. Авторские права на код, содержание, графические элементы сайта защищены.
Использование материалов сайта разрешено только интернет-изданиям c указанием прямой гиперссылки на ту страницу сайта www.vdvsn.ru, которая цитируется. По вопросам републикации материалов в печатных изданиях обращайтесь на www.vdvsn.ru@gmail.com
Реклама в газетах: reklamsn@atnet.ru. Веб-редактор (реклама на сайте.): www.vdvsn.ru@gmail.com