Бабья радость
Номер от 1 октября 2010 г. Как вести себя в коллективе
|
|
Когда работаешь в коллективе, то под него вольно или невольно приходится подстраиваться. Бывает всякое, и иногда ссоры, дрязги, сплетни за спиной просто выбивают из колеи. Да еще если заведется «паршивая овца», то стадо просто стонет от нее, так ведь? Как же мирно ужиться, высказать претензии свои, или подчиненному, или даже начальнику, и при этом не прослыть скандалисткой, не задев самолюбие человека?
Психологи дают вот такие советы. Прислушаемся:
Не требуйте невозможного – говорить можно только о том, что человек в своих силах изменить, значит, ваша критика должна быть конструктивной, и потому фразы типа «Вы слишком стары для этого…», «Конечно, при таких-то родителях…» просто недопустимы, и даже оскорбительно-обидны.
Не навешивайте ярлыков: ваши замечания должны быть связаны только с поступком человека, но не с оценкой его личности. Если сотрудник опаздывает, не обобщайте: «Конечно, вы же безответственный человек», - ведь речь должна идти только о конкретном опоздании.
Всегда старайтесь говорить только о том чувстве, которое вы испытываете по поводу данной ситуации: «Мне было очень обидно, что вы сделали мне замечание при всех». Ведь говорите вы не о сути замечания, а только о своих эмоциях, то это обычно не провоцирует ответное возражение и исключает развитие ссоры.
Попробуйте не давать советов «Я бы на твоем месте!...» и не ставить оценок «Это неразумно», или «Это нереально». Тем самым вы занимаете позицию учителя, а это вряд ли принесет вам пользу.
Не копите свои обиды на Марьванну, на Петраваныча, не делайте их предметом обдумывания по ночам: «Я ей скажу! А если она мне ответит! Надо было мне сказать..» и т.д. Тем более не припоминайте давних обид. Это вы их помните, а другой давно уж забыл, о чем идет речь. И в то же время, прежде чем сказать первое слово, будьте уверены, что в данный момент вас готовы выслушать. Поэтому лучше не выяснять отношений, когда человек занят работой, плохо себя чувствует… и делать это прямо с порога, в присутствии других тоже не стоит.
Всегда высказывайте претензии лично человеку – нельзя допускать «прозрачные намеки» в его присутствии: «А вот некоторые сотрудники у нас постоянно опаздывают» или «А кое-кто считает…» такие фразы обычно ставят человека в двусмысленное положение: ответить невозможно, т.к. имя не названо, и промолчать тоже – ведь и сам он, и окружающие поняли, о ком речь идет. Такая атмосфера в коллективе вряд ли будет способствовать нормальным деловым отношениям. А вообще, существует золотое правило, идущее из нашей народной педагогики: «Хвалить при всех, ругать – наедине». Это одинаково относится и к отношениям в коллективе, и к отношениям в семье
Никогда не надо думать, что именно ты самый лучший работник, но вот не замечают этого, что именно ты самая ответственная, но почему-то премию дали вон той стерве… Так можно подорвать свое здоровье, а вам оно нужно, ведь на работе больные кому нужны? Настраивайтесь доброжелательно, и в ответ получите то же.
|
|