Бабья радость
Номер от 22 апреля 2011 г.

Слабость ума
«Я была уверена, что это ошибка». «Я не знаю, что мне сейчас делать, как поступить, мой ребенок – умственно отсталый. Диагноз окончательный… Что мне делать? За что? Семья у нас благополучная во всех отношениях. Ни я, ни мой муж не пьем, не курим, одним словом, ведем здоровый образ жизни. В роду ни у кого не было подобных заболеваний, мы всю свою родословную перелопатили. Долго не могли поверить, что на нас обрушилось такое несчастье.

Хотя сначала я думала, что это муж виноват. У них кто-то там болел шизофренией, то ли тетка троюродная, то ли бабушка по отцу. А потом я узнала, что муж решил, что это у меня дурная наследственность и мои родственники нездоровы. Одним словом, искали виноватого, ведь для нас Верочка была долгожданной. Я долго забеременеть не могла. Нашему счастью не было предела, когда я узнала, что буду мамой. Муж очень хотел, чтобы родилась дочка. И тут вдруг такое! Потом я подумала, что, может быть, акушерка чего-то там не так сделала. Может быть, оплошность какую допустила, или педиатр в роддоме укол не тот назначил? Я гнала от себя мысль о том, что мой ребенок болен. Я была уверена, что это ошибка. Сначала не могли поверить врачу, который нам сказал о предполагаемом диагнозе. Обегали всех докторов. Где только не были: и в Москву возили, и даже за границей муж показывал Верочку тамошним докторам. К сожалению, ничего не помогло. Медицинские светила были единодушны в своем вердикте – умственная отсталость. И все равно я не смогла смириться. Поехала в монастырь, заказала молебны, сама, можно сказать, окунулась в церковную жизнь. А спустя три года я стала по-другому относиться к нашим проблемам. Недавно мне один специалист сказал о том, что ребенка нужно принять таким, какой он есть. А ведь это, если вдуматься, не банальная фраза. Сейчас я работаю над собой. Смириться с тем, что есть, очень тяжело, и, тем не менее, муж меня поддерживает, родственники тоже».

Диагноз – умственная отсталость

Умственная отсталость, или «малоумие» связана с органическим поражением головного мозга. В общепринятом смысле ее нельзя назвать болезнью, ведь ребенок-то вполне здоров, у него руки и ноги на месте, он переносит все детские заболевания, как и другие дети. Просто в этом случае имеет место стойкое недоразвитие психики в целом. Если мы говорим о легкой степени умственной отсталости (раньше ее еще называли дебильностью), то таких детей можно встретить иногда даже в общеобразовательной школе. Ребенок с таким диагнозом вполне успешно может адаптироваться к окружающему миру, самостоятельно себя обслуживать, помогать по дому и обучаться по специальной коррекционной (облегченной) программе так называемого «восьмого вида». Окончив специальную школу, ребенок с легкой умственной отсталостью получает специальный аттестат и может овладеть несложной профессией. Сейчас распространена практика, когда ребенок с подобным диагнозом обучается в обычной школе среди детей с нормальным интеллектом. Но, к сожалению, подобные «эксперименты» часто заканчиваются плачевно. Когда ребенок с диагнозом «умственная отсталость» по желанию родителей остается в общеобразовательной школе, то его судьба складывается, как правило, достаточно сложно. Несмотря на то, что он не справляется со школьной программой, учителя, жалея ребенка, «рисуют» ему незаслуженные «тройки», переводя из класса в класс. А он тем временем, становясь чаще всего посмешищем в классе, пытается защитить себя от обидчиков и становится агрессивным.

Кто виноват?

Однозначного ответа на вопрос о том, что является причиной умственной отсталости, нет. Да и зачем его искать? Порой чувство вины толкает родителей на развод. Не каждый человек может вынести такое испытание, как больной ребенок. Пожалуй, только в единственном случае – если вы решили родить второго ребенка, можно обратиться в генетическую консультацию и там обследоваться

Что предпринять?

Да, умственную отсталость вылечить нельзя. Но наблюдаться такому ребенку у врача нужно. И желательно у одного специалиста, как правило, это психоневролог или психиатр, который хорошо знает семью, в которой воспитывается ребенок, и понимает его возможности. Врач назначает курсы лечения, которые направлены на предупреждение сопутствующих невротических реакций и способствуют улучшению его развития. К умственно отсталому ребенку не нужно относиться, как к неизлечимо больному. Воспитание в «культе болезни» приведет к несамостоятельности и невозможности адаптации в обществе. Умственно отсталые дети тоже развиваются до определенного уровня, и даже несмотря на то, что не смогут достичь уровня своих сверстников, они имеют право на то, чтобы устроить свою жизнь. Родственники при правильном восприятии такого ребенка в семье начинают радоваться общению с ним, его скромным успехам. Дети не нуждаются только в уходе, даже самые «тяжелые» из них стремятся к общению и активности, для них очень важна заинтересованность и внимание со стороны окружающих. Такому ребенку очень важно, что о нем говорят, обращаются к нему, стараются понять, почему он производит то или иное действие, воспринимают его всерьез и обращаются как к серьезному партнеру по общению. В настоящее время родителям не предлагают детей с подобными проблемами «сдавать в интернат». В изоляции ребенок даже с легкой степенью умственной отсталости может превратиться в глубокого инвалида. В реабилитации таких людей, кроме органов здравоохранения, огромную роль играют специальные школы (в которых ребенок может получать образование, соответствующее уровню его развития, но жить при этом он может дома в кругу своей семьи). Кроме семейного общения, очень важно, чтобы ребенок мог общаться и со своими сверстниками. Ребенок с проблемами в интеллектуальном развитии нуждается в «защите группы», к которой бы он сам принадлежал. Ведь ему часто грозит непонимание, а иногда и неприязнь, со стороны незнакомых людей. Подобная же группа направлена на принятие ребенка и поддержку в трудных для него ситуациях. Если в вашей семье родился ребенок с умственной отсталостью, то, в первую очередь, научитесь поддерживать друг друга и примите ребенка таким, какой он есть.

Е. Харланова, психолог