Корабельная сторона
Номер от 9 октября 2001 г.

Легенды лицея
В последнее время вокруг школы №17, имеющей лицейский статус, ходят любопытные слухи. Первый: уже в ближайшие годы лицей будет набирать только восьмые - одиннадцатые классы, а среднего звена не будет вовсе. Второй: в этом году в вузы страны поступило малое количество выпускников семнадцатой. Третий...

Мы попросили прокомментировать ситуацию директора лицея Владимира Някова. Владимир Михайлович не отказался. Ведь внутренняя жизнь одной из самых элитных городских школ интересует всех родителей лицеистов. А также тех, кто в будущем планирует определить сюда своего ребенка.

- Владимир Михайлович, действительно ли вы планируете отказаться в ближайшие годы от классов с пятого по седьмой? Начальной-то школы в лицее нет.

- Да, начальной школы в лицее уже нет, к сожалению, и это особо ощущается на первосентябрьской линейке. Первоклашек нам очень не хватает, без них вроде бы и школа - не школа. А получилось так потому, что мы не располагаем достаточным количеством помещений, к тому же, по документам Министерства образования, начальная школа в лицее вообще не предусматривалась.

Но в среднее звено набор ребят, конечно же, будет. Детей в Северодвинске и так мало, если мы перестанем учить пяти- шести- семиклассников, то через несколько лет совсем обсохнем. Поэтому в какие-то эксперименты лицей входить не намерен. У нас большие обязательства перед родителями и ответственность перед учениками.

- Какое количество старших классов будет набираться в следующем году?

- Возьмем четыре восьмых и шесть десятых. То есть, на этих параллелях количество классов увеличится. Это продиктовано двумя причинами. Во-первых, наши седьмые и девятые переполнены. Во-вторых, спрос в городе на физико-математический лицей, как всегда, очень высок. Многие ребята годами ездят к нам из кварталов, с Ягр.

Кстати, всех желающих, даже при таком количестве учебных классов, мы принять не сможем. Честно говоря, боимся другие школы «разорить».

- Часто приходится слышать реплики: «в лицее могут обучаться только дети обеспеченных родителей». Мол, очень много денег нужно отдать в школьный фонд. Так ли это?

- «Очень много» - понятие относительное. Собираются деньги за учебники, но это общая практика. Средства на подписку учебно-методической литературы, на бытовые нужды лицея мы просим вносить добровольно. Если с выплатами заработной платы учителям ситуация изменилась в лучшую сторону, то содержать школы и достойно учить детей приходится за счет родителей. Думаю, если у государства на эти цели средств не хватает, то папам и мамам, наверное, небезразлично, в каких условиях ежедневно пребывает их чадо. Словом, про «особо обеспеченных» - это тоже миф. В лицее обучаются ребята из семей с очень разным уровнем достатка.

- Владимир Михайлович, еще один волнительный вопрос. Вы - педагог-практик и директор - как относитесь к идее перехода на двенадцатилетнее школьное образование?

- Российская школа на своем веку пережила много реформ. Эта, на мой взгляд, самая неприятная. Пока она не станет государственной, трудно что-то менять в лучшую сторону. А сейчас пока трудно определить, в чем смысл перехода на двенадцатилетку. Я его не вижу. В 1999-м году я был на съезде педагогов в Москве, где нам должны были объяснить суть данных преобразований, но ничего подобного не случилось. Выдвигали Владимира Путина в президенты.

- Заговорили о Москве, и я вспомнила еще об одном вопросе. Говорят, что в этом году мало ваших ребят поступило в вузы?

- Пожалуй, стоит закрыть тему с поступлением в высшие учебные заведения. Из ста пятидесяти четырех наших выпускников студентами вузов области и страны стали сто пятьдесят. По-моему, это достаточно солидная цифра. Да и набор институтов и университетов типичен для выпускников-лицеистов: МИФИ, «бауманка», МГУ, СПбгУ, традиционно Севмашвтуз и так далее.

Подготовила Наталья КОЛОГРЕЕВА