Корабельная сторона
Номер от 5 марта 2002 г.

«Горшков» к ремонту готов
Как осуществляется военно-техническое сотрудничество

ВТС - не случайно эти три загадочные буквы последние годы и будоражат общественное мнение нашего города, и даже вселяют известную уверенность в завтрашнем дне в души простых северодвинцев.

Все потому, что когда впервые стало известно о перспективе военно-технического сотрудничества, появилась надежда, что потенциал северодвинских оборонных предприятий будет-таки задействован по прямому назначению, а значит, оборонные технологии будут сохранены. И действительно, для Севмаша и для «Звездочки», для «Арктики» и «Полярной звезды» гораздо предпочтительнее строить и ремонтировать военные корабли (чем они всегда и занимались), нежели создавать пусть и высокотехнологичную, но гражданскую продукцию. Тем более что, как оказалось, это самое ВТС приносит российской «оборонке» куда как немалые барыши. Питерские заводы, например, безбедно живут, создавая боевые надводные корабли для стран Африки, для Китая, для Индии. Той же дорогой идет и наша «Звездочка», участвовавшая в восстановлении двух дизельных субмарин для, пожалуй, основного стратегического партнера России по ВТС - Индии.

Именно поэтому, когда на горизонте замаячила перспектива модернизации на Севмаше авианесущего крейсера «Адмирал Горшков» для индийского ВМФ, в Северодвинске с нетерпением стали ожидать заключения контракта. Кстати, о «Горшкове»...

За то время, пока крейсер стоит у пирса Севмаша, куда он был отбуксирован еще в июле 1999 года, после достигнутых на межправительственном уровне предварительных договоренностей о его передаче Индии, было освидетельствовано подавляющее большинство систем и механизмов, многое изношенное и морально устаревшее оборудование демонтировано. Предконтрактная подготовка была завершена еще в ноябре 2001 года.

Побывавшие осенью на Севмаше две высокопоставленные индийские делегации - главного штаба ВМФ и министерства обороны - убедились в этом. Гости из Индии уточняли основные пункты контракта, согласно которому авианесущий корабль должен превратиться в авианосец.

Для этого требуется «нашпиговать» корабль более совершенной акустической, навигационной и иной электронной «начинкой», оснастить его оборудованием, обеспечивающим взлет-посадку, удлинить взлетную палубу под новые усовершенствованные палубные истребители МиГ-29К, под противолодочные вертолеты, оборудовать на ней трамплин для самолетов, установить аэрофинишеры. К слову сказать, в этом случае у самолетостроительной корпорации «МиГ» может появиться солидный заказ на поставку нескольких десятков машин.

При этом Севмаш станет основным предприятием по капитальному ремонту силовой энергетической установки, по переоборудованию взлетной палубы, по монтажу нового вооружения. В течение зимы инженерные, экономические службы Севмаша согласовывали предложения индийской стороны с российскими внешнеэкономическими ведомствами и проектными институтами.

И вот настала очередь кораблестроителям Северодвинска побывать в Индии. Делегация Севмаша во главе с главным инженером Владимиром Пастуховым отправилась в эту экзотическую страну. В течение двух недель специалисты Севмаша не только будут уточнять, сверять, а если надо, то и корректировать технические нюансы контракта, но и проведут консультации с руководством военно-морских сил Индии. Будут рассмотрены также темы гарантийного обслуживания корабля, создания береговой инфраструктуры.

Очевидно, это уже последняя притирка по «техническим моментам» российско-индийского контракта. Ожидается, что уже в марте после утряски всех вопросов контракт будет подписан. Во всяком случае, с российской стороны к этому нет никаких препятствий. Специалистами завода уже отлажены технологии проведения ремонтных работ, и цеха Севмаша готовы приступить к модернизации сразу же после подписания контракта. Именно тогда военно-техническое сотрудничество на северодвинской земле будет реализовано в полной мере.

Сергей ЕГОРОВ