Корабельная сторона
Номер от 5 марта 2002 г.

Беда на борту произошла мгновенно
Об этом говорят эксперты, разгадывающие тайну гибели атомной подводной лодки

О работе правоохранительных органов по расследованию причин гибели АПЛ «Курск» рассказывает генеральный прокурор РФ Владимир Устинов

Рассмотрим ситуацию с версиями гибели АПЛ «Курск». Несмотря на то, что изначально присутствовали три официальных версии, ориентировка общества на столкновение с иностранной подлодкой была очевидной. Теперь Генеральная прокуратура вашими устами практически исключила эту версию из наиболее вероятных. А интересно, были ли все-таки представлены какие-либо доводы или доказательства в пользу версии столкновения?

- Мы все слышали выступление главкома ВМФ. Куроедов говорил совершенно о другом - о том, что на первоначальном этапе расследования происшествия с гибелью подводной лодки у многих моряков было свое видение этого вопроса. Но тогда, в самом начале, у нас не было определенных заключений экспертиз, тогда у нас не было других доказательств по делу, что в совокупности и могло дать возможность этому творческому мышлению предполагать все, что угодно.

Сейчас у нас все больше и больше фактов, заставляющих думать и работать только в том направлении, к которому мы приходим. Что касается версии столкновения - судите сами. В бортовых журналах, извлеченных из «Курска», говорится о пяти целях, за которыми непосредственно наблюдала АПЛ. При этом иностранная субмарина ни на надводных кораблях акустиками не обнаружена, ни на самой лодке, по крайней мере в журнале, нами тщательно исследованном, никаких свидетельств этого нет. Более того, мы исследовали все поднятые с борта подлодки журналы. Они все датированы 12 августа и ведут отсчет, начиная с 06:15, а последние записи сделаны в 10:15. Так вот, анализы всех этих записей свидетельствуют о том, что никаких нештатных ситуаций ни на борту лодки, ни рядом с лодкой не происходило. Поэтому можно сделать выводы, что беда произошла настолько мгновенно, что это не было зафиксировано. Не было зафиксировано это и самописцами, которые мы тоже сняли непосредственно с борта подлодки и отдали сейчас на исследование. И вот что интересно. Один из самописцев на центральном посту, который должен работать для записи переговоров между отсеками, должен включаться, согласно всем инструкциям, в момент подготовки лодки к торпедной атаке - так написано в наставлении. По всем расчетам торпедной атаки, по тем параметрам, которые были заданы в условиях учений, подготовка должна была начаться в 9:20. Судя по этому факту, в этот момент и должен был быть включен этот самописец. Однако при осмотре места происшествия, в частности лодки, с участием специалистов мы нашли этот самописец, он не был включен, поэтому говорить о том, почему они его не включили, на сегодняшний момент мы не можем.

- Ну а есть ли какие-либо уже установленные следствием факты о том, что произошло в 9-м отсеке?

- Окончательной информации, к сожалению, пока нет, но есть предварительное заключение экспертов, что гибель моряков в этом отсеке наступила в результате отравления углекислым газом. В одной из обнаруженных на борту записок (всего мы нашли 3 записки, из которых только одна привязывает нас непосредственно к времени нахождения в девятом отсеке, но ни одна из записок, к сожалению, не говорит о причинах произошедшего на лодке) говорилось о том, что им якобы не хватало индивидуальных средств защиты. Но в ходе осмотра места происшествия - девятого отсека и седьмого-восьмого отсеков - мы убедились, что спасательные средства находились на своих местах и были в штатном состоянии. Знаете, там была сильная загазованность, большая физическая усталость, и, скорее всего, в такой ситуации моряки несвоевременно обнаружили индивидуальные спасательные средства. Хотя значительная часть этих спасательных средств была в наличии, но не была использована. Тем не менее, каких-то факторов, связанных с паникой, в ходе исследований следствие не установило. Это еще раз свидетельствует о мужестве, о самоотверженности наших моряков.

- Несмотря на то, что не раз уже заявлялось, что нет непосредственной связи между упущениями должностных лиц во время проведения учений и гибелью лодки, многие убеждены в обратном.

- Мы действительно проинформировали руководство страны и верховного главнокомандующего обо всех недостатках при подготовке проведения учений, которые были выявлены в ходе следствия и были положены в основу заключения экспертов. Но прямой причинной связи действия или бездействия должностных лиц Северного флота либо Главкомата, связанных с проведением торпедных учений и гибелью лодки, не установлено. Если в ходе дальнейшего исследования такая причинная связь будет установлена, они будут привлечены к ответственности.

В завершение я хочу еще раз особенно подчеркнуть то обстоятельство, что именно действия экипажа во время случившейся трагедии, а именно героизм и мужество при работе в реакторном отсеке, способствовали недопущению огромной трагедии, которая могла постигнуть наш народ, нашу страну

Роза ЦВЕТКОВА(Страна RU)