Корабельная сторона
Номер от 29 сентября 2002 г.

Рабочая честь Седовина
Есть в Архангельске, как и в Севастополе, своя корабельная сторона

Это известная всем Соломбала. И как только заходит о ней речь, сразу вспоминаю «Красную кузницу» - крупное судоремонтное предприятие. Коллектив этого прославленного завода за свои достижения удостоен ордена Трудового Красного Знамени.

Немалая доля такого успеха заключена и в труде Александра Павловича Седовина, классного сварщика корпусов плавсооружений, выросшего в советское время, кавалера ордена Ленина.

Премудрости сварки металлов он начал постигать в одном из леспромхозов Коношеского района, куда его направили по комсомольской путевке. А было ему тогда 17 лет. Однако призыв на военную службу на три года оторвал его от этого занятия. Со службы Седовина в Советской армии и началась наша беседа с ветераном.

- Александр Павлович, вот вы родились в 1932 году, а являетесь участником Великой Отечественной войны. Как же так? Насколько мне известно последний военный призыв коснулся родившихся не позже, чем в 1927 году.

- На этот вопрос мне приходилось отвечать не раз. Действительно, меня призвали в пятьдесят первом. Но я попал в часть министерства госбезопасности, которая вскоре была брошена на ликвидацию бандеровских формирований, они в то время еще действовали в Западной Украине. Я там служил помкомвзвода. Время считалось мирным, а мы воевали. Приходилось прочесывать леса, попадать в засады, часто биться врукопашную и нести потери.

Сейчас доподлинно известно, что украинская повстанческая армия УПА, по данным КГБ, к весне 1945 года насчитывала более 90 тысяч человек. Это были подразделения, созданные по образцу фашистских штурмовых отрядов С. А., хорошо обученные и отлично вооруженные. От их рук уже после 1944 года погибло около 25 тысяч военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов.

- Как получилось, что делом дальнейшей жизни стала сварка металлов?

- До призыва в армию я успел закончить курсы электросварщиков и, вернувшись в Архангельск, у меня было большое желание работать по этой специальности. Однако куда бы я ни обращался, в приеме на работу мне отказывали. Требовали диплом, а его у меня тогда не было.

И вот наконец я осмелился и обратился на «Красную кузницу» прямо к директору Марденскому. Лев Николаевич внимательно выслушал меня и дал указание принять с испытательным сроком в две недели. Меня поставили на сварку понтонов. Работа моя понравилась, и я был зачислен в штат.

- У вас на «Красной кузнице» впервые было произведено сращивание судна из двух частей - к уцелевшей корме пристыковали нос от другого судна. Причем одна часть была клепаной конструкции, а другая - сварной...

- Это был теплоход «Тбилиси». Я варил килевую дорожку.

- Сварка килевой дорожки - очень ответственная операция. И награждение вас орденом Ленина вероятно произошло за участие в восстановлении теплохода?

- Может быть, и за это. Точнее сказать, в том числе и за это. В основном же, я считаю, высший орден государства получил за внедрение полуавтоматической сварки на заводе. Одним из первых мне довелось освоить сварку алюминиевых сплавов в среде аргона. Позднее, когда возглавлял бригаду сварщиков-корпусников, многие мои подчиненные стали классными специалистами, освоили все виды сварки в среде защитных газов, сварку цветных металлов, чугуна. Бригада выступила инициатором многих ценных начинаний.

- Александр Павлович, вы еще являетесь лауреатом премии Совета министров СССР?

- Да. Наша бригада участвовала в строительстве Дворца спорта. Там был большой объем сварочных работ. Мы все сделали быстро и с высоким качеством. В удостоверении лауреата так и записано: «За личный вклад в строительство Дворца спорта...»

- Теперь перейдем к вашей депутатской деятельности...

- Депутатом Верховного Совета РСФСР я работал почти десять лет, с 1971 года по 1980-й. Этому предшествовал интересный эпизод. Однажды, когда я был на работе, на квартиру пришли два молодца в сапогах. Так тогда называли в народе сотрудников КГБ. Попросили жену собрать мои документы, переписку и унесли с собой. Через два дня на работе объявили, что меня хотят выдвинуть в кандидаты. В те годы выборы проходили довольно просто. В бюллетене для голосования был всего один кандидат. За меня проголосовало почти 99 процентов.

- Как депутат, что вы сделали для города, чем бы могли гордиться? Можете привести конкретные примеры?

- Сколько угодно. Как-то на прием пришли учителя. Школа на СЛДК (микрорайон Первых пятилеток) была перегружена, учеба шла в три смены. Обращения по различным каналам положительных результатов не давали. Я попросил подготовить необходимые документы и, будучи в Москве, в Дворце съездов, обратился за советом к тогдашнему секретарю обкома партии Б. Попову. Борис Вениаминович без лишних вопросов представил меня министру целлюлозной промышленности. А сам ушел. Министр выслушал меня и назначил встречу через два дня. Результатом того разговора стала постройка школы. Ее номер - 43.

Таких примеров за свою депутатскую деятельность можно привести много. Я побывал у восьми министров в связи с застройкой привокзального района, по строительству музыкальной школы в Соломбале, по строительству очистных сооружений на СЦБК.

А вот за помощью в строительстве автодороги Архангельск-Вологда ко мне обращался сам первый секретарь обкома партии.

- Полагалась ли плата за депутатскую работу?

- Платных помощников у депутатов тогда не существовало. На личные расходы давалось шестьдесят рублей в месяц. Половину этой суммы я отдавал секретарю-машинистке, которая печатала мне различные письма.

- И последний вопрос. Сейчас у многих имеются дачи. Я слышал, что у вас ее нет?

- Когда начался дачный бум, многие строительные материалы были дефицитом. Нередко их приобретали окольными путями, а иногда даже откровенно тянули с завода. В то время на ремонт квартиры мне потребовался кусок линолеума. Оформил я необходимые документы, заплатил деньги, пропуск выписал. Когда же нес его по заводу, то чувствовал себя весьма не уютно, видя косые взгляды встречающихся. И тогда я сказал жене: «Дача - это не для меня».

Вскоре в жизни у Александра Павловича произойдет знаменательное событие, 6 октября он будет принимать поздравления с семидесятилетием. Присоединимся к ним и мы.

Александр РЫБНИКОВ