Корабельная сторона
Номер от 30 сентября 2003 г. Служба краснофлотца Павла Шипова
|
|
Он начал ее в истребительном батальоне подростком и продолжал затем на кораблях.Наверное, именно слово «служба» лучше всего определяет путь северодвинца Павла Андреевича Шипова. Хотя военную форму ему довелось носить лишь на срочной, все же в последующие десятилетия он продолжал служить советскому флоту. Не случайна и его оговорка - об уходе на пенсию в 1991 году он сказал: «Уволился в запас...»
Двенадцати-летний коммунистРодился Павел Шипов в русской деревеньке в 1929 году. Учился, вступил в пионеры, помогал по хозяйству - все как у всех деревенских мальчишек той поры. Пока не грянул июнь 1941 года. Подростком он записался в местный истребительный батальон: вместе со взрослыми патрулировал окрестности, следил за линиями электропередач, за появлением посторонних. Но 13 октября и в их деревню на границе Московской и Смоленской областей пришли враги.Из жизни в оккупации особенно запомнилось, как пришел к матери Павла немецкий солдат и потребовал выстирать белье. Мать ответила - мыла нет. Немец стал обыскивать комод. Выдвинул один из ящиков, а там книжка, подаренная Павлу за успехи в учебе. На обложке ее - Ленин и Сталин. Поверх книги - аккуратно сложенный пионерский галстук, который, как известно, «с нашим знаменем цвета одного»... «Коммунист!»- взревел немец. От его удара мальчишка полетел через всю комнату. Что делать матери? Кинулась незваному гостю в ноги... Но тот уже рылся под кроватью, обыскивал, и, забрав в качестве трофея чистое белье и одежду, наконец ушел.Впрочем, немцы, по рассказам Павла Андреевича, не слишком лютовали в тех местах. Красная Армия вернулась сюда уже 21 января 1942 года. Окончательно. Для Павла Шипова настали годы учебы в соседнем селе (в своей деревне школу сожгли) и, конечно, тяжелой крестьянской работы. Уже в 1946 году он получил первую государственную награду - «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны». А сегодня у Павла Андреевича уже восемь медалей.Расстояние до чайки? Пеленг?С 1950 по 1955 годы он служил во флоте. Пять лет на флоте тогда было нормой. И «откоса» никакого не было, говорит Павел Андреевич. Тех, кто не служил, вообще не понимали и не воспринимали. Его призвали со второго курса техникума: флоту нужны были свежие силы в тревожные месяцы «корейской войны», диплом об окончании техникума он получил уже в Северодвинске после службы. Но сначала был учебный отряд в Выборге - и еще пять лет в Ваенге (Североморске) и Молотовске (Северодвинске) на известных кораблях Великой Отечественной - эсминце «Разумный» и лидере «Баку».Пусть в то время флот еще не стал океанским и не выходил в дальние походы, но служба была морской не только по названию - у пирсов корабли не задерживались. Подходили к причалу и тут же начинали принимать топливо. Если корабль месяц не давал пар на турбину, то от экипажа требовалось заново сдать курсовую задачу номер один.Тренировки были напряженными и беспрерывными. Офицер мог неожиданно показать моряку на летящую чайку и потребовать определить навскидку и доложить по всей форме: пеленг, расстояние до этой «цели»... Об учебных аварийных тревогах, отработке действий в средствах защиты и говорить нечего. Каждый овладевал несколькими специальностями. Сам Павел Шипов был не только старшиной трюмных, но и вторым снарядным кормового 130-миллиметрового орудия.Конечно, изведал Павел Андреевич и все тяготы службы. Мне признался - плохо переносит качку. И чувство страха пришлось испытать не раз: страшно было идти на эсминце, буксирующем мишень, по которой из 152-миллиметровых орудий бил крейсер...И показухи, к слову, ему тоже пришлось насмотреться. Питание матросов в дни посещения высокими чинами разительно отличалось от повседневного. И нелепые командирские решения были. В учебку для подготовки старшин однажды направили главных разгильдяев, только чтоб от них избавиться, - и этих же «героев»... получили обратно через полгода уже командирами отделений слабонервных...Но ведь и жалеть о том, что прошел флотскую школу, Павлу Андреевичу не приходилось никогда.Корабельные счастье и несчастьеИ после службы Павел Шипов не расстался с морем и кораблями. После демобилизации он трудился на Севмаше. Как члену сдаточной команды ему довелось участвовать в испытаниях девяти подлодок. Среди них - корабли известные: 501-й заказ - знаменитая «золотая рыбка», титановые субмарины 705-го проекта...Мне же хотелось узнать, что думает бывший моряк и судостроитель о судьбе кораблей, и, вообще, существует ли для него такое понятие? Павел Андреевич признался - человек он несуеверный, существовали для него только заказ и выполняемая на нем работа. И все же...Заказ 261-й - АПЛ, более известная под тактическим номером К-8. Именно ей в апреле 1970 года суждено было остаться на глубине в Бискайском заливе, став братской могилой для 52 моряков. Но, как рассказывает Павел Андреевич, и более чем за 10 лет до той трагедии, еще в 1959-м, судьба, можно сказать, была неблагосклонна к этому кораблю. При спуске на воду спусковой поезд перекосило. Исправить неполадку удалось только через 5-6 часов. Кстати, все это время заводская сдаточная команда провела в прочном корпусе. Когда на испытаниях лодку «вывешивали», то есть проверяли сохранение заданных крена и дифферента на различных глубинах, К-8 вместо расчетных 9 метров «провалилась» сразу на 53. «Хорошо, что все происходило не на мелководье, - вспоминает Павел Андреевич. - Лодка шла на глубину с большим дифферентом на нос. В центральном успели вовремя продуть носовые группы цистерн, и корабль резко «выпрыгнул» на поверхность уже с дифферентом на корму»...Мало того. На ходовых испытаниях заказ 261 потерял два аварийных буя, дважды возвращался в базу на дизелях, поскольку возникали неполадки с реактором... Так что злой рок, наверное, все же висел над кораблем.Впрочем, помнится об этой лодке и другое. В составе ее сдаточной команды Павел Андреевич встретил новый, 1960 год в Западной Лице.К-8 была одной из первых отечественных АПЛ. Но работал Павел Андреевич и на самой первой - К-3 «Ленинский комсомол», лодке прославленной, но однажды тоже ставшей несчастливой. Причем на К-3 Павел Андреевич работал дважды. Первый раз - в 1962-м, когда готовили корабль к походу на Северный полюс. Помнится, как загружали в него и монтировали множество новейших по тем временам приборов, назначение которых большинству заводчан было неясно. В первом отсеке из восьми торпедных аппаратов остались доступными для использования только два: все остальное пространство было занято такой вот «таинственной аппаратурой»...Второй раз с первой советской АПЛ Павла Андреевича свела рабочая судьба в 1967 году, когда лодку привели в Северодвинск тяжело поврежденной после пожара, возникшего в боевом походе. Катастрофа стоила жизни 39 морякам. Жутко было осматривать черные, полностью выгоревшие первый и второй отсеки. А задача корабелам была поставлена жесткая: лодка должна стоять в Североморске на ноябрьском параде в честь 50-летия Революции! Было слово «надо», и работали в три смены. Буквально на ходу внедряли новые технические решения. К примеру, ранее не приходилось выполнять такого объема работ по сращиванию электрокабелей. Но все удалось закончить к 4 ноября. На борту возрожденного корабля на несколько часов они вышли в море - проверить механизмы и оборудование.А через три дня, как и было намечено высоким руководством, АПЛ К-3 уже возглавляла строй боевых кораблей на параде в Североморске.Так все начиналосьНет, ни флотские годы, ни труд на Севмаше Павел Андреевич дурным словом не вспоминает. Да и как же ему ругать те годы флотской службы, если тогда нашел он свою подругу жизни? Будущая супруга его работала тогда маляром в 42-м цехе завода, участвовала и в ремонте «Баку». Вот однажды и разговорились. Старшина Шипов все не мог вспомнить, где же раньше видел эту девушку? Так что первая же их беседа прошла, что называется, в воспоминаниях. Но лишь потом пришло на ум: это же она так замечательно танцевала в самодеятельности в базовом клубе! Потом были еще встречи. Ну а затем, как говорится, «честным пирком да за свадебку»!Ну конечно, «пирок» - это преувеличение. Была обычная скромная свадьба, говорит Павел Андреевич. Тогда моряк Шипов еще не уволился в запас. Его отпустили со службы на свадьбу буквально на день. До загса и обратно шли пешком - какие в 1955 году машины у моряка срочной службы? Гостями на праздничном обеде были человек десять матросов и старшин. Из яств до сих пор помнится кусок свинины - расщедрился старшина, выписал из корабельной провизионки... На память о дне свадьбы остались и фотографии. Забавно, но тогда за одну из них товарищу Павла Шипова, что называется, крепко влетело. Командиру корабля без всякой задней мысли показали снимки, а тот возмутился: как же так - старшина команды чокается рюмкой с матросом! «Прихватили» тогда незадачливого старшину за панибратство с подчиненными. Что и говорить: время было строгое, по нынешним понятиям, странное...Так вот все в жизни Павла Андреевича и начиналось. И продолжается по сей день. Двое детей. Внуки. Правнуку шестой год пошел. Тоже Павел Андреевич, кстати. Все продолжается!
|
|