Корабельная сторона
Номер от 30 сентября 2003 г.

На горизонте - «Мираж»
Характер у этого катамарана норовистый. Океанский катамаран «Uliss» был построен по типу полинезийских проа (основной корпус плюс поплавок-опора) конструктором Дерриком Хессером для кругосветных гонок в 1974 году.

АК получилось, что уже четверть века он под названием «Мираж» верой и правдой служит северодвинскому корабелу. Характер, правда, у катамарана норовистый, для морских прогулок он непригоден, по словам владельца Александра Дмитриева, рассчитан скорее «на любителей экстрима».

История эта произошла в 1975 году, когда архангельский теплоход «Таймыр» шел в Александрию. Моряки приняли сигнал SOS и поспешили на помощь судну, терпящему бедствие в районе Бискайского залива. К моменту, когда судно подошло в указанный район, экипаж с катамарана (это был «Uliss»)уже сняли, а сам он был опрокинут. Видимо, моряки выполняли квалификационный поход, попали в жестокий шторм и не смогли справиться с волной. Архангелогородцы не позволили пропасть добру, вытащили катамаран из воды и прикрепили к палубе стальными тросами.

В Александрии моряки предъявили разбитое судно английскому консулу, но поскольку всемирно известная страховая контора «Регистр судоходства Ллойда» выплачивать деньги отказалась, судно посчитали погибшим, и оно осталось на борту «Таймыра». Когда пароход вернулся в порт приписки, катамаран выгрузили на Красной пристани, и оказалось, стальные тросы практически разорвали лодку на четыре части. С катамарана сняли все более или менее ценное, и полгода он лежал на пристани бесхозный.

С инициативой перевезти судно в Северодвинск и восстановить первым выступил Валерий Тимаков. Идею поддержали Николай Ивашевский, Николай Крохин, Александр Иванов-Исаев. В 1976 году приступили к работе и занимались ремонтом три года, можно сказать, без отдыха и выходных.

В 1979 году лодку спустили на воду, правда, парусов не было, и эта проблема будет острой для катамарана всю его дальнейшую историю. На первый раз обошлись брезентовым стакселем, выпрошенным у Тимакова, и сразу в поход – Кандалакшский залив, Соловки, Умба. В 1980 году приняли участие в 7-й Соловецкой регате и даже имели шансы на победу, но недалеко от острова Анзер рухнула мачта… Снова непродолжительный ремонт, затем сшили паруса в Таллинне и в течение трех лет принимали участие в различных соревнованиях, в том числе во всесоюзном Кубке Балтики. Гонка солидная, по сравнению с трехсотмильной Соловецкой регатой, здесь нужно было преодолеть более тысячи миль.

- Призовые места занимали? - интересуюсь я у Дмитриева.

- Вам любой яхтсмен скажет, что главное не победа, а место у причала. У нас всегда был высокий гоночный балл. При наличии хорошего ветерка «Мираж» легко разгоняется до 18 узлов. Бывали переходы, когда расстояние от острова Сосновец в Кандалакшском заливе и до нашего северодвинского маяка преодолевали за 14 часов, в то время, как обычной яхте на это потребуется около тридцати.

- Александр Михайлович, нынче вы единственный владелец судна, почему?

- Иных уж нет, а те далече… Иванов-Исаев уехал в другой город, а остальные просто отошли от парусного спорта, может быть, постарели.

- Как думаете, долго еще «Мираж» сможет вам прослужить?

- Все зависит от того, как за судном смотреть будешь. Я его постоянно латаю, нахожу и устраняю слабинки. Думаю, на мою жизнь хватит, лет десять мы еще походим.

Роман КОТЛЯРОВ