Корабельная сторона
Номер от 26 апреля 2005 г.

Через экватор до Колы плыли ледоколы
Мало кто верил в успех этой экспедиции. А напрасно

Чаще экспедицию называли сокращенно - ГЭСЛО - главная экспедиция Северного Ледовитого океана. Организовали ее, когда морское ведомство России извлекало урок из трагического «южного» перехода русской эскадры на Тихий океан в 1905 году. ГЭСЛО поручили изучить «сквозной ход» вдоль северного фасада России. Для этого нашлись и деньги, и отважные моряки, чьи имена затем остались на судоводительских картах: Вилькицкий, Новопашенный, Матисен, Старокадомский, Жохов, Евгенов, Лавров, Давыдов, Неупокоев...

СЕГОДНЯ же мы публикуем два снимка из богатой фотолетописи той экспедиции.

Началом работы ГЭСЛО считается 1910 год, когда ее ледокольные пароходы «Таймыр» и «Вайгач» ушли из Санкт-Петербурга на Дальний Восток. Через три года экспедиция «насквозь» прошла-таки Северный морской путь с востока на запад и попутно сделала самое крупное географическое открытие ХХ века - открыла архипелаг Северная Земля. Но это было в 1913-м. А когда пароходы уходили, скептиков и даже недоброжелателей было предостаточно.

Один из врачей экспедиции Л.М. Старокадомский вспоминал о тех днях так: «Широкие круги общества и печать весьма мало интересовались этим делом. Только перед отплытием ледоколов в южные моря в газете «Новое время» появилась ироническая статья о посылке ледокольных судов тропическими морями к северным берегам государства, в которой, между прочим, говорили, что «от экватора до Колы плыть будут долго ледоколы. В общем, отправление кораблей экспедиции после осмотра их морским министром вице-адмиралом Воеводским прошло совершенно незаметно. И в дальнейшем нашей экспедицией в первые годы ее работы интересовались мало...»

Прибытие же ГЭСЛО в столице обошлось без торжеств. Потому что Россия к этому дню уже вступила в Первую мировую войну и общественности вновь было не до Арктики. Великий Фритьоф Нансен по этому поводу даже заметил: «В мирное время эта экспедиция возбудила бы весь цивилизованный мир».

В итоге ГЭСЛО вошла в мировую историю не только самым крупным географическим открытием ХХ века, которое «не заметили» соотечественники, но и тем, что подтвердила грустную истину: русскому обществу свойственен чрезмерный скептицизм.

Олег ХИМАНЫЧ