Корабельная сторона
Номер от 11 декабря 2007 г.

Теперь это называется руинизация
Такой термин придумали калининградцы для обозначения бездействия архангельских властей

«Корабельная сторона» продолжает следить за событиями вокруг парусно-моторной шхуны «Запад» - одного из самых известных символов города-порта Архангельск. На излете века парусов судно было установлено на Красной пристани областного центра на вечную стоянку. Но вечной она не получилась - сначала шхуну изувечил ураган, а в последующие годы - людское равнодушие.

ПРЕЖДЕ всего свое мнение высказал директор Соловецкого музея Михаил Лопаткин - известный северный историк, спасший для наших потомков не один памятник нашей духовной культуры. На его взгляд, проблема сама собой, конечно, разрешиться не может, и если мы действительно дорожим «Западом», то нужно действовать по согласованному плану: произвести обмеры шхуны, ее квалифицированный демонтаж и складирование деталей в специально отведенном месте, разработать и утвердить на областном уровне мероприятия по сохранению и последующему использованию шхуны.

При этом Михаил Лопаткин считает возможным участие здесь и частного инвестора. Это совершенно не значит, что шхуна должна быть превращена в очередной банальный «кабак». Примеров грамотного и эффективного использования исторических судов достаточно в мировой и отечественной современной практике. С 2008 года в областном бюджете должно быть предусмотрено выделение средств на поэтапную реконструкцию шхуны «Запад». Должен вестись и общественный контроль за реконструкцией шхуны. Инспекции Архангельского ВООПИК это вполне по силам.

В то же время, как выясняется, судьба «Запада» волнует не только жителей Поморья. Общественность… Калининграда обратилась к руководству Архангельска и Архангельской области с просьбой сохранить шхуну «Запад». Письмо, подписанное начальником морской администрации и капитаном порта Калининград Василием Беляевым, а также местными специалистами, поступило в адрес председателя Архангельского областного Собрания депутатов Виталия Фортыгина, губернатора Николая Киселева и председателя горсовета депутатов Дмитрия Юркова.

Калининградцы сочли, что власти Архангельска и Архангельской области своим многолетним бездействием способствовали «руинизации знаменитой парусной шхуны и сегодня намерены демонтировать этот символ морской славы северян».

«Бережное отношение к своей истории - отличительная черта цивилизованных стран и цивилизованных руководителей, - говорится в письме. - Ведь региональные символы, к которым относится и шхуна «Запад»... являются тем, что выделяет из общей массы городов российских первый порт России - Архангельск».

Высказал свое мнение и чиновник - советник главы областной администрации по социально-экономическим вопросам Сергей Лещев. Процитируем его: «Для того чтобы говорить об ответственности за судьбу шхуны «Запад», необходимо для начала определить ее собственника. Насколько мне известно, в 2005 году ее исключили из федерального реестра памятников, и с того времени балансодержатель шхуны «Запад» не определен. Во-вторых, необходимо достоверно представлять ее современное состояние, степень аварийности, для этого необходимо провести обследование. И, уже исходя из этих данных, принимать решение о ее судьбе. Это могут быть либо противоаварийные работы и восстановление, либо демонтаж. Если рассматривать сложившуюся ситуацию, связанную с капитальным ремонтом причала и утверждением подрядных организаций о том, что шхуна им мешает производить работы, то, на мой взгляд, в проектной документации должен быть раздел, предусматривающий финансирование демонтажа либо перемещения шхуны на время ремонта.

Безусловно, шхуна «Запад» - это символ города, но ведь это и память о прохождении практики курсантами наших мореходных училищ. Мне кажется странным, что ее судьба не волновала выпускников мореходных училищ раньше. Учитывая, что она не памятник и на нее не распространяются специальные требования как к объекту культурного наследия, возможности по ее восстановлению не ограничены специальными требованиями. Искать виновных среди чиновников, не имея ответственных, - это бесперспективно».

Разговоры и споры вокруг исторического символа Архангельска, похоже, переходят в затяжную дискуссию. А руинизация продолжается.

Олег АНДРЕЕВ