Корабельная сторона
Номер от 11 декабря 2007 г.

Выбор пал на Выборг
Во второй половине августа на верфях Северодвинска наблюдался шок или нечто близкое к нему - перспективный заказ на сооружение двух добывающих платформ для Штокманского месторождения отдали не Севмашу, а Выборгскому заводу. Цена вопроса - 59 млрд рублей! «Проиграть тендер какому-то Выборгу?!» - не находили себе места иные патриоты. «Все дело в коррупции!» - горячились ревнители справедливости. «Давайте спокойно разберемся», - остужали их гнев практики.

ОПУБЛИКОВАННАЯ нами статья «Миллиарды уплыли в Выборг» («Корабельная сторона», 13 сентября) вызвала множество откликов на нашем редакционном сайте в Интернете, возник небезынтересный разговор, который, как нам показалось, нужно признать полезным…

Итак, некоторые сразу заподозрили заговор коррупционеров. Мысль звучала примерно так: «Питерское лобби «наверху» купило всех!» Или же: «Платформы можно спокойно делать на одном заводе, где технологии уже отработаны и есть все связи. Причина победы Выборга - чьи-то личные интересы и выгоды…»

Однако в том-то и дело, что в Выборге именно такие технологии - по строительству морских платформ отработаны. Из этого исходили другие участники разговора. Мы приводим их сообщения под избранными ими «никами», и только те, которые наиболее точно отражают суть, а потому и показались нам заслуживающими внимания.

В споре - истина

Так, Николай Лебедев, порадовавшись за то, что заказ не уплыл из России вообще, сначала высказался о пагубной позиции государства: «Отсутствие последовательности со стороны государства и «Газпрома» при принятии таких решений настораживает. Севмаш и «Звездочка» давно бы построили и поставили «Приразломную» и «Арктическую», если бы заказчик знал и понимал процесс управления в создании таких крупных проектов. Всем известная мудрость: «Как задачу поставишь, так ее и выполняют». Позже в дискуссию включились те, кто считает, что «Газпром» отказался разместить заказ на Севмаше, убедившись в его производственной и технологической «деградации»...

Им попытался возразить тот же Николай Лебедев: «Я не соглашусь, что есть деградация на Севмаше. Есть проблемы с принятой системой управления. За последнее время ни одного проекта в России не строилось без срывов сроков.

ПРОБЛЕМА здесь комплексная, в том числе и оттого, что заказчик порой сам не владеет и не хочет знать реальной ситуации со строительством. Порой ему самому выгодно затягивать сроки, если он платит не из своего кармана… А то, что заказ достался Выборгу, - это не худший вариант для страны в целом».

Дарькин: «Русская привычка - если что-то плохое случается, то ищем причину на стороне. Так и здесь: заказчик виноват. Сначала на себя нужно посмотреть. Хотя бы на кадровую политику Севмаша с открытием массы бесполезных управлений, в их числе - с общественными функциями. Зачем они? Ведь это раздутые штаты, большие деньги. Заводоуправление, опухшее от пенсионеров, сколько средств высвободило бы, сделай его компактнее. Бездельников много. Калистратову приходится разгребать все эти завалы».

Николай Лебедев: «Действительно, на заводе много проблем, надо разобраться и внутри предприятия. Однако мы обсуждаем размещение заказа в Выборге, а не у нас. Я убежден: нет последовательности в решениях заказчика, государства, компании. Это плохо в целом! Ссылки на то, что Севмаш лишился заказа на платформы потому, что и без них будет загружен, звучат не убедительно. Вот если бы Севмаш имел уровень производительности труда на уровне южнокорейских верфей, то заказчик, конечно же, не сомневался, где размещать заказ, и вопроса, сможет ли предприятие переработать такой объем, не было бы. Не хочу сказать, что заказчик во всем виноват, но он должен видеть реальный прогресс работ, как на «Приразломной», так и на ремонте «Горшкова», делать из этого выводы и принимать решения у себя в компании и у подрядчиков. А здесь мы имеем «театр»: все всё знают и продолжают обмениваться любезностями, иногда даже получать награды. Мы имеем системный кризис в управлении».

Дарькин: «То и говорю: заказчик видит реальный «прогресс» по «Горшкову», по «Приразломной», а еще и по «Долгорукому». Реально оценить деградацию Севмаша мешает так называемый «СМПизм» - явление снобизма и самолюбования, которые десятилетиями пестовались и подпитывались огромными финансовыми вливаниями при строительстве атомных подлодок. Тогда денег на оборону не считали. Сейчас другое время - заказчик тратит СВОИ деньги, отсюда - другие критерии. Пятью орденами на знамени его не прошибешь. Выборг показался заказчику более надежным партнером».

Никос 591: «Почему Выборг показался «Газпрому» более надежным партнером? Да потому, что Выборг с конца 70-х занимался строительством плавучих буровых на всем Северо-Западе».

Игорь: «Газпром» выбрал того подрядчика, где, во-первых, ниже реальные издержки производства, во-вторых, где выше уровень управления, а значит, меньше рисков с заказом, в-третьих, где толковый и ответственный собственник, а наше государство таковым назвать трудно. Вспомните, еще в 90-е годы Мнакацанян - многолетний руководитель «Арктикморнефтегазразведки» обосновал свое мнение о нецелесообразности заказа платформ на предприятиях российской оборонки из-за перечисленных выше причин. Вероятно, в «Газпроме» есть его сторонники».

Визитка ВСЗ

Так вышло, в день моего приезда в Петербург Выборгский завод (ВСЗ) отмечал свой очередной день рождения - 12 ноября 1948 года в реестре предприятий советского Судпрома появился Выборгский завод №870. Начав со строительства несамоходных барж, он постепенно перешел к строительству современных транспортных судов и военных кораблей.

Северянам, например, хорошо знакомы лесовозы-пакетовозы усиленного ледового класса - знаменитые «Пионеры», которые на два десятилетия стали «рабочими лошадками» грузовых арктических навигаций. Репутацию эти суда заслужили очень высокую. На «Пионере Онеги», «Пионере Литвы» и «Механике Желтовском» мне доводилось ходить в Арктике - поставлю заслуженную «пятерку» этим теплоходам выборгской серии.

В 1978 году ВСЗ впервые взялся за плавучую буровую установку для разведки и добычи нефти и газа на континентальном шельфе, а в целом за свою 59-летнюю историю коллектив построил более 200 судов различного назначения: лесовозы, танкеры, военные корабли, буксиры, буровые платформы, полупогружные установки и другие.

В этом году бывший владелец ВСЗ «Ako Barss Groop» уступил свой контрольный пакет акций «группе физических лиц». Новые хозяева серьезно настроились на то, чтобы вернуть завод к традиционной его продукции - строительству технических средств освоения месторождений шельфа. С февраля по ноябрь этого года предприятием было получено три долгосрочных заказа для отечественных компаний «Севморнефтегаз», «Газфлот» и зарубежной «Sea Dragon Offshore». В этом числе и упомянутые платформы, на которые рассчитывал Северо-двинск.

Деньги и кадры решают все

В начале ноября ВСЗ и «Газфлот» (дочерняя компания «Газпрома») подписали договор на проектирование и строительство двух плавучих буровых установок для работ на Штокманском месторождении. Комплекс проектировочных и строительных работ будет произведен заводом «под ключ». Первую установку планируется сдать в 2010-м, вторую - в 2011-м.

Работы уже начались, вложены первые деньги. Генеральный директор Выборгского судостроительного Валерий Левченко заявил, что завод инвестировал 800 млн руб. в модернизацию своих мощностей. План модернизации рассчитан на 3 года.

По предварительным оценкам, новый проект потребует около 200 новых штатных специалистов, а заработная плата сотрудников с нового года должна возрасти в среднем на 35%. По словам заместителя директора Андрея Туниманова, сегодня она в среднем составляет около 16 тысяч рублей, у работников основного производства - порядка 19 тысяч. Не удивительно, что сейчас у корабелов Выборга популярны беспроцентные ссуды, предоставляемые заводом. Их объем составляет около 350 тысяч в месяц.

Повышение зарплат с нового года повысит конкурентоспособность ВСЗ как работодателя. Еще одна надежда, которую лелеют на заводе в связи с запуском нового проекта, - новая жилищная программа ВСЗ. Сегодня завод предоставляет оплачиваемое жилье приезжим инженерам. Такие финансовоемкие заказы, как буровые установки, позволят вплотную подойти к вопросу об обеспечении штатных сотрудников собственным жильем. Возможно, квартиры будут покупать и предоставлять их как служебное жилье, чтобы, например, через десять лет передать в собственность заводчанам. Сейчас эта программа находится в стадии разработки, утверждает Андрей Туниманов.

На ВСЗ не скрывают, что на новом проекте будут задействованы субподрядные организации. Последовательность и специфика работы такова, что на конкретное время понадобятся судосборщики, потом, опять-таки на время, другие специалисты. Поэтому есть намерение активно использовать работников извне: подрядчик выполнит свой объем работы и уйдет. Сегодня, например, от субподрядных организаций на заводе трудится порядка 1000 человек. В основном штате - около 1600 человек. В связи с новыми заказами численность обеих категорий работающих увеличится.

Инженерно-технический состав ВСЗ пополняется в основном за счет Новосибирской и Волжской академий водного транспорта. Выпускники питерской корабелки едут в Выборг неохотно - и дорога неблизкая, и заработная плата меньше, чем в Питере. Кадровики завода ведут серьезную профориентацию с местной молодежью, благо ей есть куда поступать после школы - в Выборге филиал петербургского Университета водного транспорта. С ним у ВСЗ заключен контракт на подготовку специалистов. В этом году первые его выпускники, подготовленные по контракту, пришли трудиться на предприятие. Кроме того, работает собственный учебный центр, который готовит работников по рабочим профессиям с нуля и постоянно повышает квалификацию инженерно-технических специалистов.

Вопрос зарплаты не стоит

По возвращении из командировки я узнал, что Выборгский завод договорился об увеличении доли своих работ на строящейся полупогружной буровой платформе для компании «Sea Dragon Offshore». В дополнение к существующему контракту корабелы должны произвести дополнительные работы по изготовлению портала буровой вышки, основания райзера, переборок корпуса верхнего строения платформы. Объем этих работ составит порядка одной трети от объема, согласованного ранее сторонами в контракте. Это первая новость.

Вторая: ВСЗ посетил губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков, и у него осталось «чуть-чуть приподнятое настроение. Все цеха работают, и производственных площадей даже не хватает». Он выразил уверенность что «Газпром» сможет обеспечить завод постоянными заказами и после 2011 года, а также поддержал идею строительства здесь современных лесовозов и судов для транспортировки сжиженного газа. И еще одна деталь, заслуживающая внимания, - по словам губернатора, корабелы Выборга «уже не ставят вопрос о зарплате, их на данном этапе она удовлетворяет».

Наконец, самая последняя новость: 26 ноября в Выборге снова праздновали - состоялась передача корпуса судна снабжения буровых платформ дедвейтом 3350 тонн представителям норвежской верфи «Karmsund Maritime Services AS». В скором времени его отбуксируют в Норвегию для достройки. Это уже восьмое судно данного типа, построенное ВСЗ для норвежцев.

Олег ХИМАНЫЧ, Петербург - Северодвинск