Корабельная сторона
Номер от 31 января 2008 г.

Яркие штрихи к незаконченному портрету
Постпраздничные размышления непраздного человека о пользе киноархивов

Одним из заметных событий прошлой недели, когда Северодвинск отметил 100-летие Евгения Павловича Егорова, стал фильм об этом, вне сомнения, легендарном директоре Севмашпредприятия. Картину создала творческая группа заводской телестудии. Называется она «Время Евгения Егорова».

ФИЛЬМ посмотрели участники торжеств в заводском ДИТРе, его могли видеть тысячи горожан на экране северодвинского телевидения. Отзывы о нем, какие довелось услышать, хорошие. В этом ряду, конечно, выделяется высказывание бывшего директора Севмаша Героя Социалистического Труда Анатолия Иннокентьевича Макаренко – «Лучшего фильма о заводе я не видел…»

Если выражаться строго фильмографическим языком, работа занимает 18 минут 22 секунды экранного времени. В ее видеоряде – 350 планов, большинство из которых - черно-белая кинохроника, достаточно редкая для зрителя-обывателя. Собственно, о значении этого важного компонента есть повод поговорить.

Занавес секретности

Советскую кинохронику 50-60-х сегодня редко увидишь на телевизионном экране. Если ее и привлекают современные документалисты, то чаще выборочными кадрами каких-нибудь политических мероприятий или же международных конфликтных ситуаций. Цель тут одна – показать, как якобы «неправильно» люди жили. А вот как они работали, точнее - как умели самоотверженно работать, создавать и творить, этого наше политически ангажированное телевидение предпочитает не демонстрировать. Вероятно потому, что сравнение получится не в пользу нынешнего времени.

Мне доводилось работать в главном кинохранилище страны – Красногорском архиве. Там собраны тысячи километров пленки, на которой запечатлены совершенно разные стороны жизни великого государства. В целом это материал, который добросовестного исследователя может вывести к объективной оценке. Причем, скажу, этот материал не отягощен грифом «Секретно».

Совсем иное дело кинохроника, которая снималась на оборонных предприятиях страны. По известным причинам, хотя и без перестраховки здесь тоже не обошлось, такие ленты в основном предназначались для закрытых просмотров. В этом ряду большинство кинодокументалистики главных северодвинских предприятий. Снимали ее и операторы Министерства обороны, и проектных организаций Минсудпрома, условно обозначаемых как «почтовые ящики». Снимали и сами заводчане, и, между прочим, начало этому было положено при Евгении Павловиче Егорове. Но эти кадры также не предназначались для широкой демонстрации. В итоге экранное отображение жизни флагмана судостроительной отрасли страны долгое время оставалось неизвестным.

Черно-белые свидетельства

Такое положение вещей стало меняться лишь в последние годы. В частности, открыли часть своих кинофондов конструкторские организации «Малахит» и «Рубин», рассекречены некоторые фильмы отраслевого института «Румб», чьи специалисты также имели отношение к людям и кораблям северодвинской верфи.

Признаться, их кадры сегодня смотришь с большим интересом, и дело здесь вовсе не в ностальгии, а в том, что изображение на экране почти всегда полнокровнее передает картину, нежели отпечаток на фотографии, тем паче – текст документа. Это как новые яркие штрихи к, казалось бы, законченному портрету времени. В документальном кино я человек искушенный, но, скажем, кадры эсминцев проекта 30-бис в эллинге завода № 402 для меня стали одним из открытий. Как и «живое» присутствие Сергея Александровича Боголюбова в кадрах специализированного ведомственного фильма «Судостроение страны Советов»…

Город Северодвинск получил первое более или менее законченное отражение на экране в документальном фильме «Здравствуй, Северодвинск». Это была, по сути, дипломная работа нескольких выпускников ВГИКа, которую они снимали в 1970 году. Если по строгой мерке, то полнокровной картины тогда не получилось, но ее создателям все же позволили буквально «зацепить» кинокамерой нашу главную верфь, а это в тот период считалось настоящим прорывом завесы секретности.

Нельзя не сказать и о роли северодвинской народной киностудии «Северянка», которая, пусть малыми «вкладами», но несколько десятилетий создавала хроникальный заводской и городской киноархив. Часть его сегодня надо признать исторически уникальным.

Архивное дело не терпит суеты, у него свой неспешный, строжайше охраняемый распорядок, многим архив представляется учреждением, где складируют документы, а потом годами не сдувают пыль с обложек фолиантов, сам образ архивариуса большинству видится пожилым клерком-крючкотвором. Конечно, это все не так. Можно представить и по-другому – архив как мощный заряд, который, прежде чем сработать, медленно набирает критическую массу. Благодаря этому затем рождаются многие открытия науки, произведения литературы, искусства. Так и здесь – не растраченный, а годами копившийся киноматериал нашел-таки «полезный выход» в фильме «Время Евгения Егорова». Как со временем неизбежно найдут объективный выход на экран и другие черно-белые кадры прожитой эпохи.

Не под единый стандарт

В фильме есть и недочеты. Например, исторически не до конца выверенной видится «увязка» сталинского документа о начале работы над проектом 627 с назначением Егорова директором завода № 402. Если строго следовать фактам, появление Евгения Павловича в Молотовске 1952 года объяснялось не только этим событием. Еще, мне кажется, не стоит так упрощенно толковать и причину ухода Егорова с поста директора в 1972-м – все было намного сложнее. Хотелось бы видеть технически более «чистым» видеоряд в той его части, где идет проекция фотодокументов…

Но, безусловно, это не умаляет значения фильма в целом. Как я уже говорил, он радует уникальными кадрами. Еще одно его достоинство: он непохож на стандартные киноработы о заслуженных юбилярах, где нарочитый пафос зачастую вытесняет человеческую суть. Евгений Павлович Егоров вошел в официальную историю и в людские легенды руководителем высокого ранга, дело которого, все свершенное им для северодвинцев сочеталось с такими его личными качествами, как доступность, скромность, обаяние. Таким он был и таким запомнился. Очень важно, что авторы фильма это поняли. Поэтому есть надежда, что фильм о Евгении Павловиче Егорове откроет серию картин, рассказывающих о достойных тружениках главного северодвинского предприятия.

Олег АНДРЕЕВ

«Время Евгения Егорова»

Сценарий - Екатерина Пиликина и Александр Холодов

Режиссер Евгений Баранов

Операторы: Евгений Баранов, Михаил Соберг, Алексей Луцков, Андрей Зайцев, Александр Бурлов

Текст читает Сергей Черноглазов

Студия «Севмашфильм», 2008 год