Корабельная сторона
Номер от 25 марта 2008 г.

«Варяг» - в Россию, «Запад» - в утиль?
Судьба известных кораблей как повод для прожектов и демагогии

На прошлой неделе представители «Дворянского собрания» России, в которое входят потомки старинных дворянских родов, призвали поднять со дна Ирландского моря остатки легендарного крейсера «Варяг» и перевезти в Россию. И даже не просто остатки, а весь крейсер, чтобы затем отреставрировать легендарный корабль и установить его в Санкт-Петербурге, аккурат рядом с крейсером «Аврора»…

ОБ этом говорилось в письме членов «Дворянского собрания» главкому ВМФ России адмиралу Владимиру Высоцкому. «Появление в Санкт-Петербурге легендарного крейсера будет способствовать не только воспитанию «морской» молодежи, но и повышению нравственно-духовного уровня российского общества», отмечалось в письме. В приложении к нему «Дворянское собрание» сообщило, что, помимо непосредственных подписантов, по телефону эту идею поддержали потомки российских адмиралов XIX века Л. Головина, Г. Корнилова, О. Истомина, А. Нахимова.

Идея, конечно, интересная, но, мягко говоря, странная.

Действительно, остатки легендарного нашего крейсера «Варяг» сейчас находятся на дне Ирландского моря, на сравнительно небольшой глубине и относительно недалеко от побережья. Здесь корабль оказался после того, как жестокий шторм осенью 1918 года застал его во время буксировки. А буксировали крейсер, между прочим, не куда-то, а на корабельное кладбище, для разделки на металл. То есть на тот момент он уже представлял собой груду металла, условно говоря, поддерживаемую на плаву. Аквалангистские экспедиции последних лет позволили точно определить и место затопления «Варяга», и то, что металлические конструкции его за более чем 90 лет нахождения под морской толщей, к сожалению, разрушились до такой степени, что не подлежат ни подъему, ни тем паче восстановлению.

Странно, что потомки российских адмиралов XIX века не знают о таком естественном процессе, как коррозия от морской воды. В этом же свете странно видится и сама идея отреставрировать корабль. Легче и дешевле, видимо, было бы построить его заново. Наверняка на верфи в Филадельфии, где в свое время создавался «Варяг», сохранились его чертежи.

Но это, как говорится, прожекты господ дворян. Есть и вполне конкретный предмет приложения сил, чтобы «способствовать не только воспитанию «морской» молодежи, но и повышению нравственно-духовного уровня российского общества». Это шхуна «Запад», много лет пребывавшая на постаменте Красной пристани Архангельска. Правда, шхуна, как утверждает главный редактор газеты «Бизнес-класс. Архангельск» Иван Мосеев, в настоящее время не является историческим памятником и никому не принадлежит. Оказывается, «Запад» в свое время распоряжением министра культуры г-на Швыдкого был выведен из числа памятников как… попавший туда ошибочно. По этой причине, как посчитал министр, шхуна никогда не была памятником и поэтому не попадает в число объектов, охраняемых государством.

«Общественность узнает о том, что что-то исключается из реестра памятников, в последнюю очередь. Я полагаю, что это - коррупция, что это делается в чьих-то интересах», - сказал Иван Мосеев, обидевшись за шхуну, которая не один десяток лет являлась символом города. Хотя можно и уточнить – сегодня она является символом позора поморского города.

Покалеченная ураганом, шхуна «Запад» уже много лет догнивает на Красной пристани при полном бездействии областных и городских властей.

Между прочим, в том своем распоряжении г-н Швыдкой назвал шхуну «Запад» «музейным предметом». Вот и призвал бы себе подобных деятелей и толстосумов сделать данный «музейный предмет» предметом приложения сил. Но, видимо, слабо. Видимо, заниматься демагогией в телепередаче «Культурная революция» г-ну Швыдкому легче, чем конкретным случаем с гибелью на глазах у населения первого порта России его историко-культурного наследия.

Олег АНДРЕЕВ