Корабельная сторона
Номер от 6 августа 2008 г.

Рыбу повернули к нашим берегам
С 1 января 2009 года доставка на российский берег рыбы станет для промысловиков обязательной. Всю рыбу, выловленную промышленным способом в Азовском, Балтийском, Баренцевом, Каспийском и Черном морях, рыбаки должны будут оформлять на российской таможне. Об этом говорится в специальном постановлении правительства «О доставке водных биологических ресурсов, добытых (выловленных) в районах промысла за пределами внутренних морских вод Российской Федерации...»

Чем мотивируется данное решение? Весьма показательный пример тому находим в недальнем от нас Баренцевом море. В последние годы рыбаки-северяне две трети своих уловов разгружали за границей – там выгоднее: и порты работают лучше, и цены выше, и спрос шире. В результате многие норвежские поселки рыбаков на обработке нашей рыбы превратились в цветущие городки, зато отечественная рыбопереработка зачахла. Тот же Мурманск давно потерял свой титул рыбацкой столицы страны. И это тогда, когда в Баренцевом море добывается около четверти всей легальной российской рыбы, в первую очередь трески.

В постановлении есть исключение: рыбу можно доставлять не только на российскую таможню, но и на «находящиеся за пределами таможенной территории России российские рыбоперерабатывающие организации». В данном случае имеется в виду рыбоперерабатывающий завод на Шпицбергене, который еще только собираются построить.

Итак, рыба должна пойти на берег только с нового года. Срок дан, чтобы наши организации на берегу смогли подготовиться к ее приему. Об экономическом факторе. В ряде случаев траулерам потребуются дальние переходы, а значит, и больший расход топлива. А цены на него взлетели так, что добывать дешевую рыбу уже невыгодно. Однако, как уверяет нас Росрыболовство, дополнительные расходы на горючее не приведут к росту потребительских цен, поскольку вводится десятикратное снижение платы за пользование водными биологическими ресурсами для тех промышленников, которые доставляют рыбу на российский берег, а к концу года руководитель ведомства Андрей Крайний планирует склонить правительство к тому, чтобы компенсировать часть рыбацких затрат на топливо за счет бюджета, но только в том случае, если рыба поступит в нашу страну. При таком раскладе рыбакам, возможно, отечественные порты и будут милее иностранных.

Правда, некоторые эксперты утверждают, что на отлаживание всей системы льгот и преференций потребуется не менее пяти лет.

Александр ПУТНИКОВ