Корабельная сторона
Номер от 6 августа 2008 г.

Русский ледокол. Путь из тупика
С места в карьер переходят только лошади. С кораблями так не бывает

С той самой поры, как стараниями русского купца Михаила Бритнева портовому пароходу «Pailot», что трудился поздней осенью 1864 года на переправе Кронштадт - Петербург, «скосили» форштевень, началась новая эра мореплавания – эра ледокольного кораблевождения.

Потом в продолжение бритневской идеи и начинания адмирал Степан Макаров выдвинул проект линейного ледокола, которому было бы под силу одолеть не балтийские, а уже арктические льды. С большим трудом, но макаровский «Ермак» пробился-таки (на то и ледокол?!) сквозь чиновничьи преграды к чистой воде. И к мировой славе!

Потом были десятилетия эры русских паровых ледоколов, которую достойно продолжали моряки Советского Союза. Были в истории Отечества и первый в мире атомный ледокол, и целое семейство его собратьев, были мировые рекорды арктической навигации, и была «Арктика» - первый корабль, достигший в свободном плавании географической точки Северного полюса – настоящий триумф русской идеи! А потом было явление народу уральского прораба Ельцина с его маниакальным реформаторством. В результате страну загнали в тупик, а конкретно русский (советский) ледокольный флот оказался в затхлом заливе, изобилующем мелководьями.

Трагедия державы

Ни в том, ни в другом слове этого подзаголовка нет преувеличения. Советский Союз был настоящей арктической державой, под стать ему державным был и ледокольный флот. Россия была единственной страной в мире, которая имела флот гражданских атомных ледоколов. Только в период с 1975 по 1992 год его ряды пополнили 7 атомоходов. А помимо этого имелся еще и флот дизель-электрических ледоколов – линейных, портовых, военных, вспомогательных, гидрографических… То, что происходило с этим флотом в последние семнадцать лет, правомерно назвать трагедией национального масштаба - за время так называемых «реформ» Россия не построила ни одного, даже самого скромного по мощности ледокола! Только в прошлом году после 18 лет (!) строительства, с более чем 10-летним опозданием, хотя и под громкие фанфары, был сдан наконец в эксплуатацию атомный ледокол «50 лет Победы» - последний атомный ледокол второго поколения. Пока «суверенная Россия» пыжилась, чтобы дать жизнь заложенному еще в годы Советского Союза кораблю, ее ледокольный флот стремительно старел… В 1993-м была выведена из эксплуатации «Сибирь», лишь после выполнения специальных ремонтных работ удалось ненамного продлить срок эксплуатации «Арктики», остальные атомные ледоколы, как и подавляющее число дизель-электрических богатырей, подошли к эксплуатационной черте полного износа. В перспективе - через 10 лет у России останется лишь два атомных ледокола – «Ямал» и «50 лет Победы», разумеется, уже постаревших. Это серьезный стратегический провал, если вспомнить об экономических ориентирах нации, которые объявлены действующими президентом и премьером – интенсивное освоение северных территорий и шельфа.

Потепление не поможет

Уповать на глобальное потепление климата не приходится. «Потепления», которым нас, северян, пугают в последнее время, мы никак не ощущаем, а если и ощущаем, то последние два года с точностью до наоборот. Даже если поверить утверждениям, что через 20 лет скорость таяния полярных льдов увеличится вчетверо, то сокращение площади многолетних льдов почти не затронет море Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское моря. В нашем Западном секторе Арктики льды останутся, хотя и не той крепости. Значит, нужны и ледоколы.

Транспортные системы других полярных стран ориентированы, как и в России, преимущественно на вывоз полезных ископаемых, завоз промышленных грузов и товаров для населения, транспортное обслуживание военных объектов на побережье и островах. В США в настоящее время имеется в наличии три тяжелых арктических ледокола, которые входят в состав ВМС и находятся в эксплуатации на протяжении более 30 лет. Канада – владелец громадных пространств на Крайнем Севере Америки, эксплуатирует, взяв в аренду четыре американских легких ледокола, которые и морально, и физически давно устарели. Вместе с тем Канада уже официально заявила о программе строительства своих атомных (!) ледоколов, а США близки к такому же решению. А верфи тех и других могут строить много, качественно и быстро.

У нас только месяц назад официально объявлено о проектировании универсального атомного ледокола. Технический проект его якобы будет готов в следующем году, а сам корабль планируется построить к… 2015-му. До 2020 года намечено построить еще два универсальных судна и один линейный ледокол. Не мало ли, если всего России для работы в Арктике требуется не меньше семи новых ледоколов?! После многолетнего перерыва якобы возобновляется строительство дизель-электрических ледоколов. Но и в этом случае очень смущают большие сроки. Вся программа строительства ледокольного флота России оценивается в 97 млрд рублей. Тоже не впечатляет, особенно если памятовать о том, что осваивать эти деньги некому - Объединенная судостроительная корпорация с нынешними темпами ее организации будет разворачиваться еще лет десять. А Европейский Союз, США и Канада ждать не будут. Всемирная схватка за ресурсы Арктики уже началась. Спор будут вести политики, но мы не сможем в нем участвовать, если до ресурсов нам будет не на чем добраться.

Бизнесу «по барабану»

В августе этого года весь уцелевший атомный ледокольный флот России перейдет из доверительного управления, которое осуществляло Мурманское морское пароходство, под контроль государственной корпорации «Росатом». Корпорация создала специальное свое подразделение - «Атомфлот». Мера эта вынужденная. Мурманским пароходством нынче управляет частный российский бизнес, а ему, как показало время, проблемы России, как говорится, «по барабану». Зато проблемы у страны назрели.

Песня о государственном ледокольном флоте в России давняя. Еще в 2000 году новоиспеченный президент Владимир Путин провел на борту атомного ледокола «Россия» совещание по перспективам развития Севера. Тогда он заявил, что альтернативы ледокольному флоту в освоении богатств Арктики нет, и потребовал от Минтранса сделать ставку на его развитие. Давно прошли все сроки, и Минтранс расписался в собственном бессилии.

Теперь, когда крепко «прижало», ситуацию пытаются лихорадочно «вырулить». Уже объявлено, что на развитие атомного ледокольного флота в 2008 году Россия выделила 800 млн рублей, а для обслуживания судов, в том числе и новых, будет создана специальная инфраструктура. В частности, для переработки радиоактивных отходов. К слову, об этой проблеме мы писали в №27 «КС» от 17 июля. На днях в Москве чиновники подписали международное соглашение о строительстве для России на итальянских верфях судна-контейнеровоза грузоподъемностью 720 тонн для транспортировки отработавшего ядерного топлива и радиоактивных отходов любого типа. Назван и срок сдачи судна - 2011 год.

На созданный ФГУП «Атомфлот» скопом понаехали чиновники, в частности, работает комиссия, задача которой - обеспечить сохранение всех социальных гарантий плавсоставу атомного ледокольного флота и судов технологического обслуживания. За основу нового коллективного договора они решили взять уже действующий на ФГУП коллективный договор. Он будет дополнен положениями, включающими в себя все лучшее, что моряки-атомщики имели во время работы в составе Мурманского морского пароходства. В частности, «Росатом» уже объявил, что оператор на пульте атомного ледокола должен получать не меньше, чем оператор на АЭС. В октябре 2008 года зарплата в «Атомфлоте» вырастет на 30%, в первом полугодии 2009 года - еще на 30%. Зарплата повышается не только специалистам, имеющим дело с ядерной энергетикой ледоколов, а всем – штурманам, механикам, матросам… Расчет делается на то, что кадры моряков из «частного» Мурманского пароходства теперь потоком перетекут в новое пароходство – «атомфлотовское».

Точно не помню, кто из наших литературных классиков минувшего века назвал ледокол «исконно русским изобретением» и даже, на мой взгляд, невпопад сравнил его с таким же национальными придумками, как самовар, балалайка и матрешка… Без балалайки и матрешки, нет сомнений, наша страна как-нибудь да проживет, без самовара, скорее всего, тоже, а вот без ледоколов – никак! Если, конечно, провозглашенный путь российской экономики – на Север – не очередное пустозвонство.

Заместитель главного редактора Олег ХИМАНЫЧ

Тел. 50-80-12