Корабельная сторона
Номер от 14 августа 2008 г.

«Кий сей остров?»
Жемчужина Беломорья с каждой новой встречей становится все ближе. И загадочнее

«Кий сей остров?» - этот вопрос иеромонаха – а впоследствии выдающегося патриарха – Никона, в 1639 году нашедшего спасение от бури на каменистой гряде в Онежском заливе, и дало, по легенде, название знаменитому ныне уголку Поморья.

Это лишь легенда, под названием Кий остров (вернее, небольшой архипелаг) был известен и за столетие до Никона. Смысл финно-угорского названия – каменный.

Воля к жизни

«И на камнях живут деревья»… И ведь в самом деле живут. И именно на камнях. Прямо-таки джек-лондоновская воля к жизни поражает здесь всякого.

Вот эти огромные корабельные сосны растут буквально на считанных сантиметрах почвы. А эти деревца – и те же сосны, и, скажем, яблонька – прихотливым японским узором вьются прямо из расщелин скал, где и этих-то сантиметров плодоносных, кажется, не должно быть. А этот чудо-ковер из брусники, клюквы, голубики, морошки, толокнянки, багульника, вереска? А цветы, растущие на литорали – на песке, заливаемом соленой морской водой?..

Отливы и приливы на Кий-острове – тема отдельная. Дважды в сутки вода отступает местами на десятки метров, и пешие экскурсии по морскому дну с его водорослями и моллюсками – одна из изюминок для отдыхающих. Собственноручно собранными мидиями здесь лакомятся – бывалые островитяне подскажут, как именно их готовить на костерке, как долго перед этим выдержать в воде. От отдыхающих слышал, что в питерских ресторанах предлагают не отличающиеся по вкусу заморские деликатесы…

Из сухопутной живности особым вниманием туристов пользуются зайцы и лисы, забегающие на остров зимой по льду и не успевающие уйти весной.

Даже камни здесь какие-то живые… И живучие. Тысячелетиями бьющееся о них море лишь сформировало причудливый рельеф прибрежных скал – в них как будто отразились и застыли волны.

Не так страшен джаз

Да и весь остров, знаете ли, живуч. За последние десятилетия много раз звучали опасения, что расширение дома отдыха «Кийский» (будущим летом он отметит 85-летие) нанесет ущерб природе Кия – но нет, жемчужина Беломорья сияет по-прежнему.

В начале лета многих любителей тихого острова насторожила информация о планах проведения на Кие джазового фестиваля чуть ли не по образу и подобию известных Соловецких. Высказывались даже мнения, что хрупкая экосистема маленького архипелага может получить от подобной тусовки серьезный удар.

И действо в самом деле состоялось – под названием «Теплые звуки Севера». Впрочем, судя по словам очевидцев, все прошло вполне приятно и благопристойно. Природа не пострадала, а отдыхающие от пары концертов, в том числе под открытым небом, получили немало удовольствия. Оказалось, что контрабас, труба, гитара, ударные и фагот вполне уживаются с шумом сосен и плеском волн. Спасибо архангельскому проекту «Arkhangelsk Jazz Friends».

И все же лично мне не хотелось бы, чтобы тусовки с десятками зрителей, пусть даже самые яркие, на Кие стали массовыми и регулярными. Лишний раз искушать природу не стоит.

Дом отдыха. От конфликтов

В самом деле, по крайней мере, от излюбленных иными СМИ конфликтов светских учреждений с Церковью Кий свободен.

Богоборческой власти так и не удалось уничтожить замечательный храмовый комплекс XVII века, оставшийся от основанного Никоном монастыря, - ныне это еще одно сокровище острова. Священники из Онеги периодически проводят богослужения в Крестовоздвиженском соборе, совершают на острове таинство Крещения. Делается это с полного согласия руководства дома отдыха. Да и простые верующие из отдыхающих всегда могут взять ключ от храма и помолиться там. За время моего пребывания на острове в третьей декаде июля Кий посетили прихожане одного из храмов близ от Северодвинска – они несколько раз совершали молитвенные правила в соборе.

Нет ли у Церкви планов более активного использования островного комплекса? Этот вопрос мы в июне задали епископу Архангельскому и Холмогорскому Тихону. Владыка высказался в том духе, что сложившаяся практика отвечает сегодняшним духовным запросам северян. Храм и монастырь должны быть востребованы, между тем и в действующих обителях – их в епархии пять – людей не слишком много.

Довелось слышать, что именно такая модель взаимоотношений Церкви и светского учреждения на территории бывшего монастыря едва ли не оптимальна.

Монастырское наследие

В одну из моих поездок на остров – в июне прошлого года – две москвички буквально бежали с острова в первый же день с вечерним катером (напомним, связь с материком возможна лишь дважды в сутки – по большой воде).

Напугали их, по всей видимости, жестяные умывальники да уборные дачного образца –то, что называется «номер без удобств». Значительная часть комнат для отдыхающих размещается в двух корпусах еще монастырских времен. Другие, более поздние строения, в основном повторяют тот же тип. Отсюда и определенный аскетизм быта.

С другой стороны, в каждом заезде большинство отдыхающих, в том числе гости и из первопрестольной, и из Питера, получают истинное от чудесного уголка Поморья, не смущаясь непритязательностью быта. Тем более что работники дома отдыха всячески стараются сделать досуг более интересным и познавательным, а островную кухню хвалят даже сдержанные гости. Кстати, свою лепту в то, чтобы отдых здесь запомнился только добрым, вносят и северодвинцы. Как ярких экскурсоводов знают здесь Алексея Климова и Василия Абрамовского (последний, кстати, с коллегой по Поморскому университету Антоном Полуэктовым и группой студентов отделения культурологии в июне систематизировал фонды и экспозицию музея, собравшего информацию об острове и монастыре). Немало работают здесь наши художники – Юрий Ломков, Геннадий Садомовский, Сергей Коршунов.

Помимо уровня удобств, к монастырским временам восходят и другие элементы островной жизни. К примеру, питьевую воду берут из древнего колодца, который, по преданию, ископал сам Никон и над которым воздвигнут небольшой каменный храм, освященный самим великим патриархом во имя Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста. (Кстати, праздник этот, именуемый в церковном народе еще первым, или медовым, Спасом, приходится именно на сегодня – 14 августа.)

Кроме этого колодца, на каменистом острове есть еще лишь два, один из которых предназначен для технических целей. Для бани и стирки пресную воду можно брать еще из двух небольших прудов. Понятно поэтому, что вход в надкладезный храм воспрещен, хотя иных взыскательных туристов это и огорчает; да и другие источники воды находятся под особым присмотром.

На распутье

Вообще же сегодняшний день дома отдыха производит двойственное впечатление. С одной стороны, он востребован, и он, несомненно, не только выстоял в тяжелейшие 90-е, но и развивается. Многие бытовые проблемы (вроде отсутствия канализации и электричества девять часов в сутки) объясняются объективно – спецификой островной природы. За последние годы появилось несколько коттеджей вполне современного вида, строится еще один. И по мелочам для удобства отдыхающих делается многое.

С другой стороны, дом отдыха развивается откровенно экстенсивно – со всеми минусами этого метода. Уже сейчас «инфраструктура» острова (от дизель-генератора до бани) явно с трудом справляется с обслуживанием растущего числа туристов. Каким образом будет решать эту проблему руководство «Кийского» и его патрон – областная Федерация профсоюзов, покажет лишь время.

Станислав ЗЕЛЯНИН