Корабельная сторона
Номер от 28 мая 2009 г.

Крейсер «Мурманск»: финал. Стыдно
Артиллерийский крейсер «Мурманск», построенный северодвинскими корабелами, отслужив стране около 40 лет, погиб на прибрежных камнях Норвегии. Случилось это в 1994-м, когда Северный флот прощался сразу с несколькими боевыми кораблями. Покупателя тогда нашли быстро - Индию.

СЛЕДОМ же - правда, не в Индию, а в Дубай (Объединенные Арабские Эмираты) - отправили «Мурманск». В день, когда, повинуясь буксирам, он побрел из Кольского залива, Россию покидал не просто старый корабль - уходила эпоха наших флота и судостроения. В Норвежском море разразился шторм - буксировочные концы не выдержали, оборвались. Несколько попыток «заарканить» тяжелый и неуправляемый корабль оказались безрезультатными, и «Мурманск»... оставили среди бушующих волн.

Первыми забили тревогу норвежцы: они опасались, что новоявленного «летучего голландца» штормом может вынести в район их нефтепромыслов, а там буровые платформы. Однако дознаться, по какой причине буксиры бросили его и как намерены с ним поступить новые хозяева дальше, они не смогли. Наши флотские от «Мурманска» открестились сразу же - он давно уже являлся собственностью Госкомимущества, а тамошние чиновники в свою очередь кивали на новых владельцев: дескать, с них и спрос. В России, как известно, виноватых век не сыскать.

В конце концов «Мурманск» сдрейфовал к побережью провинции Финнмарк и во время очередного шторма сел на камни. Население близлежащего поселка первое время ожидало определенных действий со стороны России. Хотя корабль и не перекрывал своим корпусом вход в гавань, но само соседство с грудой ржавеющего металла массой свыше 12 тысяч тонн норвежцев, конечно, беспокоило. К тому же поползли слухи, что якобы в топливных танках русского крейсера еще остался флотский мазут, что со временем вполне могло привести к неприятностям экологического характера. Но вскоре водолазы удостоверились, что цистерны «Мурманска» пусты.

Русские спасатели все не появлялись. Зато к обломкам корабля зачастили журналисты. Репортажи о брошенном крейсере появились в европейских газетах. На экранах же российского телевидения «Мурманск» появился гораздо позже и в определенной связи с другой катастрофой - гибелью АПЛ «Курск». Страна тогда была настолько потрясена ею, что вспоминать пришлось не только «Курск», но и о плачевном положении всего Военно-морского флота. В Норвегию тогда выехала группа телеканала НТВ, которая в 12-минутном сюжете, который назывался символично - «Последняя гибель «Варяга», рассказала о незавидном финале в судьбе крейсера. Помнится, меня более всего потрясли не искусно снятые панорамы ржавых конструкций погибшего корабля, а комментарии мурманчан, в их числе полное безразличия высказывание офицера-североморца... «Скажите, вам старых кораблей не жалко?» - «А что их жалеть?! Отслужил свое - и на металл!» - чеканил капитан I ранга нынешнего Северного флота.

Так-то оно так. Но мне тогда почему-то вспомнились другие моряки того же ранга, которые смахивали слезу, когда в Черной губе Новоземельского ядерного полигона расставляли их обреченные на гибель корабли, тоже ведь отслужившие свое. Я бы не стал называть это сентиментальностью. Здесь все же было нечто иное, отчего флот наш никак не становился слабее, а напротив, крепчал, чтоб вскоре стать океанским.

Как раз из-за наличия в российском ВМФ упомянутых выше капитанов I ранга нынешний флот так и не стал океанским. И никогда не станет. Разве что на языках дилетантов центрального телевидения, которым врать не впервой.

Что же касается «Мурманска», то на прошлой неделе его судьба, вернее, судьба его обломков, похоже, решилась. Правительство Норвегии выделило 328 млн норвежских крон на утилизацию нашего корабля. Об этом сообщил «Barentsobserver» со ссылкой на норвежскую газету «Nordlys». В качестве подрядчика выбрана норвежская компания «AF Gruppen Norge AS». Работы начнутся этим летом…

Почему-то стыдно за Россию.

Олег ХИМАНЫЧ