Корабельная сторона
Номер от 3 декабря 2009 г.

Линия Маннергейма
Она не была прямой в запутанной истории «незнаменитой» войны.

Противотанковые надолбы линии Маннергейма, 1939 год. Фото из архива Олега Химаныча
Противотанковые надолбы линии Маннергейма, 1939 год. Фото из архива Олега Химаныча

У этого вооруженного конфликта 1939-1940 годов есть несколько названий. В России его называют советско-финской войной, а с поэтической подачи Александра Твардовского – «незнаменитой». В Финляндии именуют Зимней. 70 лет назад началась эта самая Зимняя и «незнаменитая» война, о которой по многим причинам не очень-то любили вспоминать в советское время и не любят вспоминать сегодня.

О ПРИЧИНАХ ее историки по сей день не пришли к общему знаменателю. Но если с чем все и согласны, то это с тем, что она не прибавила славы нашему оружию - 200-миллионный Советский Союз так и не смог разгромить 4-миллионную Финляндию, которая хотя и утратила часть своей территории, но сохранила государственную независимость. Потери Красной Армии (170 тысяч человек) в семь раз превысили потери финнов, что само по себе говорило о провале военной фазы операции, о неумении тогдашнего руководства советских войск вести современную войну. А ведь уже была предтеча Великой Отечественной…

Главным фортификационным препятствием для наших войск стала тогда пресловутая линия Маннергейма - оборонительная система укреплений, которую многие сравнивали с еще более известной линией Мажино во Франции. К слову, современные специалисты-фортификаторы утверждают, что линия Маннергейма раз в десять уступала по мощи (плотности дотов и дзотов) линии Мажино и вовсе не была такой уж неприступной, как трубили наши газеты в 1939-м. Но это к слову. Созданием укрепленных районов на границе с Финляндией руководил генерал Карл Маннергейм, между прочим бывший русский офицер, покинувший Россию после 1917 года. По его фамилии и нарекли всю фортификационную систему.

Мировая война свела Маннергейма в союз с Гитлером, 1942 год. Фото из архива Олега Химаныча
Мировая война свела Маннергейма в союз с Гитлером, 1942 год. Фото из архива Олега Химаныча

Предлогом для начала войны послужил инцидент в районе пограничного поселка Майнила. По советской версии, наши войска подверглись артиллерийскому обстрелу, а финны это отрицали. Это потом уже, в 90-е, наши признали – перестрелка у Майнила была спровоцирована сотрудниками НКВД.

Много путанного в истории Европы 30-40-х. А сегодня и различных оценок происходившему в те годы. Один только пакт Молотова-Риббентропа чего стоит! И в последствиях финской кампании такие спорные (или дискуссионные) моменты есть. Скажем, не выступи Финляндия в сорок первом на стороне фашистской Германии, так ведь вопрос о возврате ей земель Карельского перешейка мог бы сегодня стать вполне обоснованным.

Все войны когда-нибудь да заканчиваются (лучше бы и не начинались!). Закончилась и финская, вскоре перешедшая для нас в иную плоскость – уже на полях сражений Великой Отечественной. А Отечественная не только заслонила собой финскую, но и внесла множество нюансов в отношения между Союзом и Финляндией, и, слава богу, политикам хватило разума не заострять их на правительственном уровне. Уже с начала 50-х финны стали одними из самых надежных и крупных наших экономических партнеров.

Примечательно, что нынешний 70-летний юбилей «незнаменитой» той войны проходит подчеркнуто скромно - без официоза, без визитов и мероприятий на высоком уровне. Может, это и правильно – очень тяжелым камнем преткновения на многие годы стала «незнаменитая» война в отношениях между, нет, не политиками, а нашими народами. В таких случаях лучше молча поскорбеть. Примечательно и другое: о финской войне в нашем народе не поют песен – их нет. О тех же боях с японцами на Халхин-Голе и озере Хасан песни есть, а о «незнаменитой» финской их нет.

Олег АНДРЕЕВ