Корабельная сторона
Номер от 3 февраля 2011 г.

Энергетический проект Севмаша
Севмаш вступил в 2011 год. Прошлый выдался для предприятия очень напряженным. Визиты первых лиц государства, спуск на воду АПЛ «Северодвинск» и «Александр Невский», испытания «Юрия Долгорукого»... В Мурманске достраивается МЛСП «Приразломная». Продолжается переоборудование для ВМС Индии авианосца «Викрамадитья». Но есть и другие направления производственной деятельности. О них нашей газете рассказал заместитель генерального директора по производству Михаил Будниченко.

- МИНУВШИЙ год стал своего рода рекордным для Севмаша по выпуску такой сложной машиностроительной продукции, как упаковочные комплекты для хранения отработавшего ядерного топлива атомных электростанций, – рассказывает Михаил Анатольевич. – В портфеле заказов производства продукции технического назначения было три крупных контракта на изготовление УКХ-109 для Ленинградской АЭС. Первый – на 22 комплекта – успешно выполнен; сейчас по двум договорам делаем питерским энергетикам еще тридцать.

Теперь дальше. В мире постоянно возрастает энергопотребление, что, по мнению многих экспертов, рано или поздно приведет к сокращению органических энергоресурсов – угля, нефти, газа, составляющих сегодня основу мировой энергетики, а значит, неизменно будет увеличиваться составляющая атомной энергетики. Как следствие, в повестке дня встанет проблема обращения отработавшего ядерного топлива. Поэтому наш проект создания упаковочных комплектов для хранения ОЯТ очень перспективный. С ним мы уже вышли на мировой рынок: в 2010-м Севмаш успешно выполнил международный контракт – поставил в Казахстан шестнадцать УКХ. Наши зарубежные партнеры высоко оценили работу северодвинских машиностроителей.

Подобные заказы не первый опыт нашего предприятия в области обеспечения радиационной безопасности. Ранее на Севмаше изготовлены шестьдесят транспортно-упаковочных комплектов для Военно-морского флота и пятьдесят – для атомного ледокольного флота. Сегодня по предложению нашего давнего партнера заводские специалисты разрабатывают перспективные проекты транспортно-упаковочного контейнера ТУК-108/1 и изготовления конструкций реакторной установки нового типа для атомных электростанций.

– Иными словами, предприятие заняло свое место на рынке?

– Я бы сказал, у Севмаша большой потенциал, чтобы достичь этого. Во всяком случае, мы делаем все, чтобы закрепиться на рынке как можно скорее. На предприятии создано специализированное производство УКХ и ТУК, у наших рабочих и инженеров большой опыт работы с нормативной документацией, касающейся использования атомной энергии, действует собственная система качества изготовления упаковочных комплектов, получены лицензии и сертификаты соответствия. Но самое главное, налажена кооперация с организациями, занятыми разработкой и внедрением нашей продукции в производство. Несомненно, если мы займем нишу на рынке атомной энергетики (речь об обращении с отработавшим ядерным топливом), то обеспечим крупносерийными заказами и собственное машиностроительное производство, и отдельные участки других цехов на несколько лет.

– Но чтобы более мягко и успешно войти в рынок и там закрепиться, нужно принять «правила игры» – правила рынка...

– Согласен. Времена, когда государство обеспечивало всех работой, давно канули в Лету. Сегодня государственный оборонный заказ является лишь частью (хотя и важнейшей) производственной программы Севмаша. Естественно, что заключение таких крупных контрактов, как наш, большой успех для любого завода и сдавать позиции недопустимо. Поэтому все – и руководители, и специалисты, и рабочие - должны менять свое отношение к деятельности в условиях рынка. Нужно осознать, что от профессионализма, добросовестности и неравнодушия каждого участника производственно-технологической цепочки (будь то конструкторское сопровождение, разработка технологии, внедрение современных инструментов и оснастки) зависит заключение новых контрактов, а значит, работа и финансовая стабильность.

– Михаил Анатольевич, несколько слов об участии корабелов Севмаша в межзаводской кооперации.

– Немало сложнейшей продукции делаем как для собственных нужд (например, комплектующие для подводных лодок, корабельные спасательные устройства, цветное и стальное литье судовой арматуры), так и для предприятий Объединенной судостроительной корпорации. Основные наши заказчики – судозаводы Санкт-Петербурга, Калининграда, Комсомольска-на-Амуре. А всего, по данным на начало 2011 года, в рамках межзаводской кооперации Севмаш выполняет порядка тридцати договоров на сумму около 330 миллионов рублей. И, думаю, это не предел.

Беседовал Олег КОРОТКОВ