Пенсионерская правда
Номер от 26 ноября 2010 г.

Плыла в лодке Полька, без весел только...
Когда советская власть молодой еще была, любили у нас в революционные праздники митинги устраивать. К сельсовету из каждого колхоза (это потом они бригадами после объединения стали, а тогда что ни деревня - то колхоз) нарядный народ с флагами да гармонями врастяжку шел. Весело было. Только одно огорчало: праздники на самую распутицу приходились. На Первомай обычно реки вскрывались, а 7 ноября, наоборот, ледостав подоспевал.

ЗАРЕЧНЫЕ женки 1 мая тоже к сельсовету направились. К реке подошли, а та вздулась, вода вровень с берегами, так и вьет... Правда, лодка у берега стоит, только сесть в нее не решаются: «А ну как не справимся с ней...»

Решили мужиков подождать на берегу. Глядь, и ждать не надо: Федька косолапо к ним шлепает. Поближе подошел, и понятна стала его косолапость - с утра уже изрядно заправился. Сначала-то бросились к нему, мол, перевези, а потом засомневались: какой из него перевозчик, если своими ногами еле управляет. Как бы сам не утонул.

Полька первой в лодку прыгнула: «Люблю с пьяными мужиками дело иметь. Они тогда страсть как храбрые!..» Федька от похвалы аж засветился весь, тоже в лодку полез, остальных пассажирок зовет: «Садитесь. В лучшем виде на праздник доставлю...» Да и что наша река Содонга, ее летом в любом месте в сапогах перебрести можно, а в узком - и переплюнуть...

«Ты первым рейсом Польку перевези, а мы уж вторым...» - ответствуют с берега ему.

Обиделся Федька: «Второго рейса не будет. Празднуйте и митингуйте на своем берегу!»

И точно ведь угадал - не было второго рейса. Взял он в руки шест (лодка без весел была: река узкая, да быстрая, пока с веслами разбираешься, далеко унести течением может, а шестом перепихнуться - пара пустяков), удало так от берега оттолкнулся. Полька в нарядной шали на скамеечке в самом носу сидит, вся счастьем светится - одну на праздник повезли... Во второй раз Федька со всей силой в дно шестом уперся (красуется перед женками). А дно гладкое, как Федькина лысина, шест соскользнул, и полетел перевозчик в воду... Лодка вмиг без рулевого оказалась. Полька на ноги вскочила, «Спасите!» - кричит. Все и бросились мужика спасать да на берег выволакивать. Пока его переняли да вытащили, лодку уже далеко унесло. А у Поли ни весел, ни шеста, простой доски даже нет. Она своими ладошками-то вдоль одного борта погребет, то вдоль другого, только разве ими с вешней водой справишься?

Сначала-то все потешались над любительницей пьяных мужиков, а потом сообразили, что лодку таким образом и на Двину может вынести, а то и опрокинуть... Бросились догонять, а не получается: ручьи-то разлились, каждый обходить надо.

...Нашли лодку с Полей километрах в двух по течению. Река тут резкий поворот делает, вот и сумела путешественница ухватиться за прибрежный куст ольхи. Так и болталась на быстрине: к берегу прибиться затопленные кусты мешают, и отпуститься от ветки страшно...

...Пришлось потом женщинам бурлаками поработать. Польке в руки шест дали, чтоб от берега отталкивалась, а сами за цепь ухватились и поволокли судно вверх по течению к месту переправы. Чего уж Поля за дорогу наслушалась, про то она молчала, а пока доплыли, весь митинг у сельсовета закончился.

Владимир Фокин, село Верхняя Тойма Архангельской области