Пенсионерская правда
Номер от 26 ноября 2010 г.

«Мася водочки хочет!»
Начало пути. Сергей Филиппов родился 24 июня 1912 года в Саратове в простой рабочей семье. Отец его был слесарем, мать портнихой. В школе учился неважно, а в старших классах и вовсе прослыл хулиганом. Лишь два предмета давались мальчику особенно хорошо - литература и химия, последний из которых его однажды очень сильно подвел.

Как-то в отсутствие учителя он смешал соляную кислоту с железными опилками, добавил пару реактивов… создав тем самым по всей школе ужасно резкий запах. Занятия были сорваны, и горе-химика исключили из школы.

Сергей Филиппов особенно не расстроился: пошел учеником пекаря в частную пекарню. Потом он перепробовал еще несколько профессий, от токаря до плотника, пока случай не привел его в балетную студию. И тут перед Филипповым открывалось блестящее будущее: через несколько недель он уже считался лучшим учеником.

Одаренному студенту все пророчили успех на многие годы. Окончив техникум в 1933 году, Сергей Филиппов был принят в труппу Театра оперы и балета. Но карьера балетного танцора, к сожалению, оказалась слишком короткой: во время очередного спектакля ему стало плохо - сердечный приступ. Из балета пришлось уйти.

Сергей Филиппов поступил в эстрадный театр-студию…

Расцвет таланта

В кино впервые актер начал сниматься в начале 1937 года. Его пригласили на бессловесную и, как казалось в тот момент, легкую роль финна-шюцкоровца в фильме о гражданской войне в Карелии режиссеров Музыкантов «За Советскую Родину» по книге Геннадия Фиша «Падение Кимас-озера». Нужны были только ловкость, сноровка, смелость, что Филиппову было не занимать.

Герою актера надо было выскочить из засады, пробежать по бревну, переброшенному через незамерзающий каток между двумя озерами, и выстрелить в красноармейца. Почувствовав, что у его ног разорвалась граната, он должен тут же рухнуть в воду. Одного плохо: съемки проходили зимой и падать приходилось в ледяную воду.

Постановщики фильма жестоко обошлись с дебютантом. Приходилось повторять эпизод еще, и еще, и еще. Четыре раза Филиппов падал в воду, четыре раза совершенно закоченевшего парня извлекали из воды, растирали спиртом и переодевали. Казалось бы, все эти мытарства способны были у кого угодно отбить охоту сниматься в кино. Но Сергей Филиппов держался стойко, и желание сниматься росло с каждым дублем!

После «ледяного дебюта» актера заметили, и режиссеры охотно стали приглашать на съемки. Роль следовала за ролью.

К тому времени устроилась и личная жизнь актера. Он женился на дочери дворянина - Алевтине Ивановне Григорович. В 1938 году у них родился сын Юрий.

Длинная вереница комедийных образов, созданных Сергеем Николаевичем в последующие годы, позволяет понять особенность его творчества. Он действительно ни на кого не был похож. У него были любимые комики, но, восхищаясь ими, их работой, он никогда не стремился повторять их приемы, не копировал их маски. Сергея Николаевича зрители узнавали сразу, да он и не пытался спрятаться под какой-либо маской. В каждой, даже самой маленькой, роли он искал прежде всего характер.

Слава, обрушившаяся на Сергея Филиппова, по сути, разрушила его семью. Актер пользовался огромной популярностью у женщин, чем с удовольствием и пользовался. Бесчисленные романы с первыми красавицами Москвы и Ленинграда, постоянные выпивки - все это привело к тому, что через полтора десятка лет Алевтина Ивановна забрала сына и ушла. Официально развод они так и не оформили…

Сергей Филиппов недолго оставался один. Очень скоро он сошелся с писательницей Антониной Георгиевной Голубевой, которая, кстати, была почти на двадцать лет его старше. Они зажили, как сегодня говорят, гражданским браком.

Филиппов очень любил свою супругу и одновременно очень ее боялся. Голубева, будучи женщиной весьма ревнивой, сразу же взяла его в руки. Она контролировала каждый шаг мужа и даже запрещала ему видеться с сыном и бывшей женой. Пыталась Антонина Георгиевна бороться и с его пристрастием к алкоголю, но все попытки оказались безрезультатными. Филиппов продолжал пить, превращаясь в настоящего алкоголика…

Последние роли

Судьба комедийного артиста зависит от развития комедийной драматургии. У Филиппова были годы, когда он не сыграл ни одной роли в кино. На репертуаре Филиппова, не пренебрегающего короткими сценками и эпизодами, отразилось и потребительское отношение к его творчеству иных кинематографистов, которые использовали его дарование как острую приправу к пресному блюду.

Так возникали на экране многочисленные варианты шоферов, разновидности милиционеров, швейцаров, жуликоватых администраторов, подвыпивших граждан. Но и каждому из этих персонажей гениальный актер стремился придать живые человеческие черты. И ему всегда это блестяще удавалось. А если при этом еще актера не стесняли узкие рамки роли, то все убеждались в его широких возможностях. Чего стоит только Киса Воробьянинов в комедии Леонида Гайдая «Двенадцать стульев». Именно после этой работы актеру вскоре было присуждено звание народного артиста РСФСР.

70-е годы подарили нам также незабываемого шведского посла в комедии «Иван Васильевич меняет профессию», требующего у царя «Кемску волость». Запомнились и роли Филиппова фильмах «Не может быть!» и «Табачный капитан».

В 1980-е годы актер из-за проблем со здоровьем практически перестал сниматься. Однако достойны упоминания такие его работы, как роль Хювяринена в комедии Леонида Гайдая «За спичками» и маленькая роль пациента в «Собачьем сердце».

Допинг

Когда Эльдар Рязанов снимал свой первый художественный фильм «Карнавальная ночь», он долго не мог подобрать актера на роль лектора. Съемки были уже в разгаре, а подходящего актера всё не было. И тут он вспомнил про замечательного артиста Ленинградского театра комедии им. Акимова Сергея Николаевича Филиппова и пригласил его на роль.

Сергей Николаевич приехал на съемки в сильном подпитии. Начинающий режиссер этому даже очень обрадовался, решив, что актер пьян и играть ему тоже пьяного и все получится очень реалистично. Но когда начали снимать, роль у Филиппова не пошла. Сняли 13 (!) дублей, а результата нет. Рязанов отправил Филиппова в Ленинград и продолжил съемку других эпизодов. Через несколько дней на съемочной площадке вновь появился Сергей Филиппов, но на этот раз абсолютно трезвый. Результат все видели на экране. Роль была исполнена блестяще.

В другой картине Рязанова «Девушка без адреса» Сергей Николаевич исполнял роль начальника-бюрократа. Главной доминантой роли была фраза: «Мася хочет водочки!». На съемках все произошло с точностью до наоборот. Вспоминает Эльдар Рязанов: «Роль не шла, не шла, не шла… И я тихонечко попросил ассистента режиссера, чтобы она принесла четвертинку водки. Не больше. И мы дали Сергею Николаевичу ее выпить, и он все чудесно сыграл…»

Женское занятие

Ленинградский актер Алексей Севостьянов, человек солидный и импозантный, любил, как это ни странно, вышивать гладью. Этому занятию он отдавался всей душой и любил похвастаться своими достижениями. Однажды он показывал свою вышивку артисту Сергею Филиппову.

- Вот, погляди, как мне удался лиловый цвет! - басом хвастался Севостьянов, тыча пальцем в шитье. - Вот он начинается с бледно-лилового, потом переходит в фиолетовый, а потом постепенно, мягонько, нежно - в бледно-голубенький...

Филиппов слушал-слушал, а потом не выдержал и говорит:

- Скажи, а у тебя бывают критические дни?

Умный

Когда Сергей Филиппов снимался в фильме Леонида Гайдая «Двенадцать стульев», он был тяжело болен, ему трудно было запоминать роль. Врачи обнаружили опухоль на мозге. Дождавшись окончания съемок, Сергей Николаевич с женой отправился в Москву для операции. В столице оперировать отказались, и они ни с чем вернулись в Ленинград. Вскоре его состояние ухудшилось, «Скорая помощь» доставила любимца зрителей в больницу «25-го Октября» на Петроградской стороне, известную тем, что туда свозили травмированных пьяниц со всего города. Из-за отсутствия мест Сергея Николаевича положили в коридоре. К счастью, врачи в больнице оказались лучше московских коллег и операцию сделали отлично. Была проведена трепанация и удалена опухоль.

Впоследствии Сергей Филиппов шутил:

- Вот Екатерина Фурцева говорит, что Сергей Филиппов дурак, а у меня мозгу сколько вынули, а я все умный.

Добрый совет

Однажды актер Михаил Боярский ехал на своей машине и увидел идущего куда-то Сергея Филиппова. Он предложил подвезти коллегу по актерскому цеху. Выяснилось, что народный артист, сыгравший в кино более 100 ролей, ехал на вокзал, чтобы сдать билет стоимостью 19 рублей. Расстроенный Михаил предложил Филиппову посидеть в машине, а сам отправился на вокзал. Зайдя за угол, он выбросил билет, отсчитал деньги и, вернувшись в машину, отдал их Сергею Николаевичу. Смущенный актер спрятал деньги и сказал:

-Миша, откладывай сейчас, в старости мы никому не нужны будем.

Скончался Сергей Филиппов 19 апреля 1990 года. Его похоронили рядом с Антониной Голубевой. Эпитафией артисту стали его любимые стихи: «И не будет в день погребения ни свечей, ни церковного пения».

От редакции

Материал подготовлен на основе открытых источников