Пенсионерская правда
Номер от 26 ноября 2010 г.

Солдатские письма
В годы Великой Отечественной войны из деревни Наумкино был призван в Красную Армию 401 человек. Их семьи каждый день ждали писем. В те годы почтальоном работала моя сестра Анна. Я помогал ей разносить письма по адресам. Почту (а писем было очень много) Анна несла на себе из соседней деревни, которая находилась от деревни Наумкино за десять километров.

Письма читали вслух тут же, где почтальон заставал адресата, на рабочем месте или на улице в присутствии многих односельчан. И я невольно бывал очевидцем переживаний и радостей людей, получивших письмо. Вот несколько случаев.

Летом 1942 года я вручил письмо от мужа Макаровой Ксении. Она вздохнула и произнесла: «Слава Богу». Адрес на конверте написан почерком мужа. Но прочитав письмо, зарыдала, пошатнулась. Её подхватили чьи-то руки. В письме чужой почерк сообщал, что конверт с домашним адресом находился в нагрудном кармане погибшего солдата, лежавшего в кустах с пробитой головой. Погибший солдат и был мужем тёти Ксении - Макаров Михаил Илларионович, 1907 года рождения. Он воевал ещё в Гражданскую войну командиром партизанского отряда. Весной 1945 года тётя Ксения получила другое скорбное известие: её сын Макаров Пётр, 1925 года рождения, погиб в бою в Венгрии.

В 1942-м деревня Наумкино и прилегающие к ней посёлки получили 71 извещение о погибших и пропавших без вести.

Помню, как в посёлке Михайловка я вручал письмо жене солдата. В конверт были вложены два листка. Один тёмно-багрового цвета с едва заметными словами - это было залитое кровью письмо солдата домой. Второй листок сообщал о его гибели. Женщина плакала неутешно, целуя кровавое письмо мужа.

В 1943 году Фёдорова Варвара получила письмо, в котором чужой почерк обнадёживал, что её муж находится в госпитале, скоро выздоровеет и вернётся домой. Однако через месяц принесли извещение о том, что красноармеец Фёдоров Михаил Петрович умер от ран в госпитале города Ленинабад Таджикской ССР.

Как радовалась семья Александрова Василия, получив письмо от сына Кузьмы в мае 1945 года, от которого не получали вестей в течение трёх лет. Все считали его погибшим.

Солдатские письма были в основном треугольной формы, иногда их писали на открытках. Почтальона, что сотнями разносил эти письма и открытки по адресам, встречали с тревогой и надеждой.

Николай Тихонович Фёдоров, труженик тыла, 453495, дер. Наумкино, Аургазинский район, Башкортостан