Пенсионерская правда
Номер от 26 ноября 2010 г.

Старая медаль фронтовика Гарманова
В старом фанерном чемодане лежит потускневшая медаль «За отвагу». В семье знали, что награду получил погибший на фронте Иван Михайлович Гарманов, который приходится мне дедом по отцовской линии.

КАК ИЗВЕСТНО, медалью «За отвагу» награждались не к юбилею, а за личное мужество на поле боя. Тем интереснее было узнать историю награды. Исходный материал для поисков был скуден: несколько фронтовых фотографий и документов. Однако Интернет и рассекреченные архивы дали новые возможности. Итак, что же рассказала» семейная реликвия?

И.М. Гарманов, 1913 года рождения, служил в 218-м Отдельном мото-инженерном батальоне, входившем в состав 44-й Моторизованной инженерной бригады. Батальон был сформирован в канун нового, 1942 года. Документы тех лет – тетради с картонными переплетами – сохранили тяжелые настроения начального периода войны. Торжественные обещания на 1 мая и 7 ноября не обещают скорой победы, а, скорее, настраивают саперов на тяжкий ратный труд. Среди повседневных приказов – взыскания за дисциплину, нечищеное оружие и неисправное снаряжение. В это время 218-й батальон, как и весь Юго-Западный фронт, с боями отступал на восток. Настроение бойцов резко изменилось после победы под Сталинградом в конце 1942. Именно в это время военкомат села Усть-Цильма Коми АССР мобилизовал трех братьев, Алексея, Ивана и Александра Гармановых. Они родились в Великом Устюге, но оказались в Коми АССР в связи с репрессиями 1930-х годов. До Вологды братья доехали вместе, затем их пути разошлись навсегда… С войны вернулся только Александр. Инвалид по зрению, он служил писарем при штабе, что его и спасло. Алексей и Иван оказались на передовой, где солдату отводился «плановый срок жизни» 3 месяца.

Наступил 1943 год, который фронтовики вспоминают, как год перелома в войне. В это время в армию стала поступать новейшая военная техника, войска приобрели бесценный боевой опыт. Окрепли дух воинов и вера в победу, которая еще в 1942 году казалась бесконечно далекой.

Наша медаль «За отвагу» напоминает о тех днях. Точнее, о Донбасской операции (13 августа – 22 сентября 1943 года), в результате которой был полностью освобожден Донбасс – важный промышленный регион Советского Союза. В это время 218-й батальон находился в оперативном подчинении 33-го Стрелкового корпуса 8-й Гвардейской армии Юго-Западного фронта, которым командовал генерал армии Малиновский. Батальон дислоцировался на реке Северский Донец в районе города Изюм. Следует уточнить, что естественная преграда – западный берег Донца – весной – летом 1943 года превратился в хорошо укрепленный передний рубеж обороны немцев.

Интересно, что многие бойцы 218-го батальона заслужили награды еще до «официального» начала Донбасской операции. Дело было так.

В ходе подготовки к наступлению наши войска захватили плацдарм на западном берегу Донца. На захваченный «пятачок» переправили, в частности, саперов, которые построили через реку деревянный мост. «Журнал боевых действий» за период с 1 по 10 августа с гордостью сообщает: «Так началось беспримерное в истории бригады производство минных заграждений спереди нашего переднего края, в непосредственной близости от противника, доходившей иногда до 8-15 метров. Несмотря на тяжелые условия работы, 218-й батальон нес незначительные потери в личном составе, надежно закрыв минными полями правый фланг корпуса». Саперы установили и обезвредили несколько тысяч противотанковых и противопехотных мин. «В ходе этих работ под сильным оружейно-пулеметным и минометным огнем противника, - продолжает батальонный летописец, - выделились отдельные бесстрашные бойцы и командиры, способные выполнять боевые ответственные задачи на полях сражений…» За это время вышеупомянутый мост, находившийся «под прицельным артиллерийским огнем противника», был трижды разрушен прямыми попаданиями и восстановлен. Был обеспечен «бесперебойный поток военных грузов на правый берег Северского Донца».

13 августа фронт перешел в наступление. Командование отметило отличную предварительную работу саперов. Уже в первые дни наступления 26 бойцов (из двух с половиной сотен в батальоне) получили ордена и медали. Ничем не примечательное на фоне прочих представление к медали «За отвагу» от 15.08.1943 года, сообщает, что сапер-минер Гарманов «входил в состав рекогносцировочной группы, которая действовала днем за линией нашей обороны. Противник был совсем близко. Искусно маскируясь, красноармеец Гарманов за четыре дня, с 1 по 4 августа, разбил четыре минных поля на протяжении 1360 метров по фронту», а также сообщил «сведения о противнике, добытые им самим». Несомненно, накануне наступления разведка переднего края немцев была особенно важна.

Полученная медаль «За отвагу» видна на карточке, сделанной в конце 1944 года, выполненной на трофейной бумаге Agfa.. Вчерашний репрессированный Гарманов, ставший к тому времени младшим сержантом и зам. ком. взвода, запечатлен в вы-цветшей гимнастерке образца 1935 года с медалью и нашивкой за ранение. Возможно, старая гимнастерка с неуставными пуговицами считалась счастливой и приносила удачу – такие поверия на фронте были. К этому времени 218-й батальон прошел Румынию, Болгарию, Югославию и вошел в Венгрию в составе Третьего Украинского фронта под командованием маршала Толобухина.

Из писем однополчан известно, что Иван Михайлович был «верным товарищем» и «имел хороший авторитет от командования». Последнее подтверждается приказами по батальону. В Коми АССР у младшего сержанта Гарманова оставались жена – Ольга Степановна и дети – Раиса и Александр. В одном из писем домой солдат пишет: «Я в настоящее время живу ничего. Нахожусь на фронте, прошел боевой путь от Сталинграда до Адриатического моря. Уже вступили в четвертое государство и с каждым днем идем на Запад… Участвовал в боях за освобождение Белграда, получил в почетную книжку Приказа Сталина…»

Действительно, в приказе верховного главнокомандующего от 20. 10. 1944 года батальон под командованием инженера-майора Зайцева отмечен среди отличившихся в боях за освобождение столицы Югославии.

В документах военных лет писали просто: «Отечественная война». «Великой» она стала позднее, но младший сержант Гарманов не узнал об этом. Он погиб «при выполнении боевого задания» в январе 1945 года под Будапештом, став одним из 140 тысяч красноармейцев, навсегда оставшихся в Венгрии. О тех днях сегодня напоминают ухоженные захоронения с обелисками, на которых звезда, герб СССР и строгая надпись: «Русское военное кладбище».

И последнее. После войны семья Гармановых переехала в Котлас, где сегодня подрастают внуки младшего сержанта. Что касается 218-го батальона, то он встретил победу в Австрии и оставался там до расформирования части в ноябре 1945 года.

И.А. Гарманов, 165300, Архангельская обл., г. Котлас, ул. Ленина, дом 12, кв. 48