Пенсионерская правда
Номер от 23 мая 2011 г.

Отчего темнее тучи лик России-матери?
Семья, в которой я росла в Красноармейском районе Приморского края, была многодетной. Первая жена моего отца умерла при четвёртых родах, уйдя в мир иной вместе с ребёнком, оставив мужу троих сыновей. Во втором браке он с моей мамой поднимал пятерых детей, из них двух девочек.

Пора трезветь!

Отец работал на золотых приисках, мать вела хозяйство и воспитывала нас. Пришлось нам переехать в другую деревню, где побольше земли. Отец успел построить перед войной дом-пятистенок. На фронте он был связистом, все военные годы - на передовой. Мать получила на него три похоронки. Что с ней творилось - ужас! Кое-кто думал, что дети останутся сиротами, но благодаря поддержке добрых земляков мать поднималась с постели, спустя некоторое время отец воскрешал - и так трижды!..

Пришёл домой глава нашей семьи в октябре 1946 года. Мне было шесть с половиной лет, и я помню возвращение героя, дошедшего до Берлина; он заслужил много медалей и орденов, оставил свою подпись на рейхстаге.

В войну всем жилось тяжело, мы собирали по весне оставшуюся мёрзлую картошку, и мама из неё пекла оладьи - вкуснятину. Собирали также заячью капусту и крапиву для борщей и дикую ягоду для компота без сахара. Хлеб у нас пекли из размолотой сердцевины молодой липы и кукурузы.

После войны в семье родилось ещё четверо детей.

С фронта отец вернулся коммунистом, поэтому поставили его председателем исполкома сельсовета. Отец организовал бригаду для заготовки и вывозки на лошадях леса, который потом вручную распиливали на брус, тёс, доски для строительства школы, клуба, магазина.

Народ в ту пору был сплочённый, люди друг друга в беде не оставляли. Детей приучали к труду с малых лет, и правильно делали. А сейчас молодёжь не знает, чем себя занять. Напьются или обкурятся, слушают «кайфовую» музыку - и жизнь кажется райской. Глядя на них, думаешь: зачем же вы себя калечите, милые дети, ведь Бог даёт нам всем один раз пожить… Но ведь что сеем, то и жнём. Результатом так называемой перестройки и «рыночных реформ» стало то, что жизнь пошла под откос. Мало людей, которые - по разным причинам - освоились в этой жизни. А многие завивают горе верёвочкой. Попробуй простой рабочий скажи хозяину, что мало платит, - тут же может от ворот поворот получить. Тем более если принят он, что называется, без оформления, чтобы никаких отчислений на пенсию не было, чтобы налогов предприятию меньше платить, чтобы этот хозяин больше денег в свой карман положил. Контроля за царьками нет (или прикормлены контролёры), вот и жируют богатеи всех рангов, прихватизировавшие то, чего народ потом и кровью добивался.

Для большинства народа трудное время. Но выход-то надо искать, и искать на трезвую голову, не в водке и наркотиках. Тем более что молодым людям надо думать о здоровом потомстве.

До перестройки всё было

Если в семье хозяин пьяница, будет ли порядок в его доме? Будет ли достаток? Нет. Так и в государстве. Известно, какого хозяина мы себе выбрали в своё время, юбилей которого недавно широко отметили власти…

Когда мне исполнилось 16 лет (в 1956 году), я со своими сверстницами пошла в район получать паспорт, который был нужен для того, чтобы устроиться на работу: семья-то большая, учиться не на что было. Машины не ездили по дороге, поэтому 25 километров мы шли пешком. В шесть утра отправились из дома, в 12 дня были в райцентре. Решили пообедать в столовой. Она была ещё закрыта. Стоим в толпе, ждём. Слышим, какая-то бабуля предсказывает судьбу России. Она сказала, что ближе к 2000 году нас ждёт катастрофа, потому что к власти придут двое меченых и как свиньи перероют всю страну. Будут убийства, люди станут ненавидеть друг друга. Над бабулей посмеялись: мол, плохой тебе сон приснился. А она ответила, что это не сон, что, дескать, те, кто доживёт до этой поры, вспомнят меня. Тут открыли столовую, и дискуссия прервалась.

Стоит сравнить то, как мы жили раньше, и как живём ныне.

В восемнадцатилетнем возрасте я побывала у родственников в Хабаровске, Владивостоке, Артёме, на Сахалине. Какое изобилие продуктов было в магазинах! Что твоей душе угодно, и всё отечественное. Вкус мясных и рыбных изделий и сейчас во рту. Полки ломились и от съестного, и от тканей, одежды, обуви. Если был хороший хозяин на территории, она не жаловалась. Как работали, так и ели.

В Приморье изобилие сохранялось до самой перестройки. А потом приходилось людям занимать очереди с полуночи, чтобы купить что покушать или одежду. Народ недоумевал: «Что случилось?» Может быть, дефициты были сделаны специально, чтобы опорочить советскую власть? Год от году пошёл не легче, и В.В. Путину и Д.А. Медведеву досталось тяжёлое наследство. Мне хотелось бы сказать им: «Мы так надеялись на вас, когда вы пришли к власти! И сейчас надеемся, но вас подставляют, вам ставят подножки, поэтому вы ничего не сможете добиться на своих постах, пока не подберёте себе честных, справедливых помощников. При царе-батюшке народ считали быдлом, так было бы и дальше, если б народ не пошёл за Лениным. Но жизнь перевернулась, и простые люди для царьков - опять быдло. Но мы же люди с чувством собственного достоинства! Услышьте нас!»

Я пробую сочинять частушки. Одно из моих произведений такое:

Отчего темнее тучи

Лик России-матери?

Довели её до ручки

Горе-реформаторы.

Понять бы нашим руководителям, что очень многие люди в России действительно доведены до ручки и что нужны очень серьёзные меры для исправления положения, и не только замена помощников Путина и Медведева.

Как гром среди ясного неба

То и дело приходится читать и слышать, что корни сегодняшних проблем - в коммунистическом строе, в застое. Я на своём примере знаю, что такое «застой».

Мы работали с мужем в леспромхозе, зарабатывали неплохо. Задумали купить автомашину. Записались мы в очередь. Чтобы прибавилась необходимая сумма денег, завели 30 улей пчёл, корову, свиней, кур, 30 соток огорода. Продавали молоко, яйца, сало, мясо, картошку. На время медосбора брали отпуск: мёд качать, пока липа цветёт. Машину купили. Накопили денег ещё и для детей - у нас двое сыновей. Они отслужили в армии, женились, мы им помогли всем, чем могли (кроме свадьбы), в частности с автомашинами. Стали мы копить деньги на мини-трактор, потому что вручную обрабатывать огороды тяжело. И тут как гром среди ясного неба - эта перестройка. Все планы рухнули, деньги со сберкнижек исчезли. А нам говорят, что мы плохо жили, что надо было перестраиваться…

Наша семья, конечно же, не одна такая: кто хотел до перестройки работать, мог себе всё приобрести.

Мы с мужем давно на пенсии. Скоро уж и детям нашим на пенсию. Им такой жизни, как у нас была, уже не видать. (А нашим внукам - тем более.) Кое-как концы с концами сводят, мы им с пенсий помогаем.

Я как бы две жизни прожила. В пользу какой сравнение?

Галина Степановна Чернолихова, с. Мельничное, Красноармейский район Приморского края