Пенсионерская правда
Номер от 23 мая 2011 г.

Предприимчивый полковник
...Судьба и жажда к новому занесла нас в теплом августе на рыбалку аж в Красноборский район, в один из полоев Большой Северной Двины.

Клев там, как всегда, был отменный. Ловились щука, язь, сорога, густера. Улов не обходился без красавца водоема - красноперого окуня. Попав в стаю, можно было час-второй-третий безудержно махать удочкой. И не надоедало! Красотища!

На третий день похода у нашей компании закончился хлеб. Уха; жареная в углях рыба; подвяленная - «крупнячок» - уже без хлеба не шли.

И мы с Олегом после утренней зорьки направились в ближайшую большую деревню за 7 километров.

В то доперестроечное время в крупных деревнях работали магазины местных райпо. Что-что, а хлеба, соли, сахара и заварки там всегда можно было взять вдоволь. Даже нам, рыбакам, невиданное сейчас дело, давали в долг до следующего приезда.

Войдя в деревню, я толкнул другана в бок: «Смотри!»

Олег говорит: «Хороший пятистенок!»

«Балда, смотри не на дом, а под навес у него. Смотри, какие связки белых грибов!»

И вправду, под навесом на капроновой нити висели длинные вереницы коричневых шляпок белых грибов.

«Силен хозяин! - произнес я. - Где можно за такой период набрать столько практически одинаковых, ровных шляпок?»

Олег проворчал: «Иди и спроси у него, пока я за хлебом попер!»

Не выдержал я. Страсть грибника взыграла во мне, и я робко постучал в калитку. Она вскоре открылась, и передо мной встал бравый, в годах, военной выправки человек. «Чего изволите?» - был его немой вопрос.

После знакомства и моего удивления насчет «шляпок» он весело загоготал и повел в сарай: «Смотри и запоминай, как может жить и заниматься предпринимательством полковник любимой Советской армии».

Он ткнул на висевший в сарае поношенный мундир, на котором были прикреплены орденские планки, а на погонах красовались три звезды.

«А сейчас, - скомандовал он, - иди к столу».

Полковник достал из стоящей рядом корзины шляпу (и какую шляпу - сомбреро!) белого гриба. Взял стоящий рядом тонкостенный стакан и начал аккуратно вырезать шляпки белых грибов. Высшего сорта! Как вырезают дома хозяйки печенье из лепешки теста.

«Гениально просто! - произнес он. - В Питере, в высших ресторанах, мой сухой гриб идет нарасхват. Не успеваю за сезон заготовить нужное количество. Но и этого хватает жить безбедно!»

Я начал говорить о червях, о токсинах в переросших грибах и так далее, но он прервал меня на полуслове: «А лягушек, змей, червей - кто ест? Правильно, гурманы. Вот гурманов и угощаем нашими лесными северными подарками».

Полковник защелкал стаканом с очередной «шляпой», а меня вытащил на свет Олег: «Наплюнь, пойдем лучше ловить классную рыбу! Их в больших городах не поймешь! Вон и Чехов писал: «Им то шереспера подавай, то бедрышки зеленой лягушки, то молочай!» А тут белый гриб первосортный, а ты переживаешь!»

И он по-братски хлопнул меня по плечу. Конечно, я не удержался и сказал полковнику напоследок словами Козьмы Пруткова: «Не ходи к косогору, сапоги стопчешь!»

Николай Быков