Сиди дома
Номер от 2 июня 2005 г.

В развитии нет продвижения, коль отсутствует с миром общение
Здравствуйте! Пять лет назад, устроившись работать в отделение соцзащиты при местной администрации, я впервые столкнулась с семьями, где живут инвалиды. Помню, что была до глубины души потрясена не столько состоянием здоровья моих подопечных, сколько беспросветностью их образа жизни, изолированностью от общества, словно они какие-то изгои.

Виновато в этом, конечно же, в первую очередь государство, так как, к примеру, для ребятишек-инвалидов нет детских садов. В школы их тоже не берут, обучают на дому. Мамы в таких семьях нередко вынуждены бросать работу. Они не могут отлучиться от своих бедных чад ни на день, ни на час. Связи с внешним миром практически прерваны. Дети лишены возможности общаться с себе подобными, и это наносит непоправимый ущерб их развитию.

Наконец-то Люда однажды вышла в люди

Но в том, что дети-инвалиды живут, как отшельники, есть вина и их родителей. Прочитала в «Сиди дома» письмо С. Климовой из г. Мурманска «Помоги себе сам» («Сиди дома», № 11, 2005 г.) и решила выразить свое согласие с ней по поводу того, что ребенок-инвалид часто растет в семье в таких тепличных условиях, что совершенно неприспособлен к жизни. Приведу один пример. У моей подопечной Люды - синдром Дауна. И в свои 20 лет она - совершенное дитя. Вся ее жизнь проходила в четырех стенах домашней то ли крепости, то ли тюрьмы. Она настолько слаба умом, что не может учиться даже по вспомогательной программе. Она никогда не общалась с внешним миром - до тех пор, пока однажды не попала по соцпутевке в центр реабилитации инвалидов. Там Люда начала развиваться: научилась рисовать, правда, на уровне пятилетнего ребенка, стала лучше говорить, с удовольствием играет в настольные игры, и выходит из дома погулять во двор. А раньше она боялась даже спуститься по лестнице (их квартира - на пятом этаже).

Поэтому, вслед за С. Климовой я призываю родителей детей-инвалидов: «Немедленно прекратите чрезмерно опекать своего ребенка! Пусть он обретает навыки самообслуживания и навыки общения с окружающими людьми. Выходите с ним из дома! Я, конечно, понимаю, что это тяжело: любопытные взгляды порой невыносимы. Но ведь когда-то нужно это сделать - выпустить ребенка из квартиры-тюрьмы!»

В. Викторова, соцработник, Московская область