Вечерний Северодвинск
Номер от 30 января 2003 г. Если б снова начать, я бы выбрал опять...
|
|
22 января одиннадцатиклассники ягринской школы-интерната получили домашнее задание - написать сочинение
Не по литературному произведению, по своей жизни. На традиционную для выпускников всех лет тему: «Кем я хочу быть». Желательно - без ошибок, обязательно - искренне. Потому что работа эта может стать для каждого из 44 ребят-сирот и детей малообеспеченных семей настоящей путевкой в жизнь.ИХ тетрадные листочки будут запечатаны в конверты. И переданы не учителю литературы, а председателю Союза журналистов России Всеволоду Богданову. Это он дал школьникам такое задание. И вместе с губернатором области Анатолием Ефремовым пообещал поддержку самой смелой ребячьей мечте. Если она по-настоящему заветная.В дом, который два школьных года был дня него родным, в котором он не был более сорока лет, Всеволод Леонидович пришел с большим букетом белых роз для директора - Жанны Александровны Трубиной. И с подарками для ребят. Свой вклад в «подарочное» дело внесло издательство «Северная неделя», вручив интернату цветной телевизор, и директор Северодвинского хлебокомбината Валерий Мостович. Так что столы к встрече со старшеклассниками были накрыты вкусные, и младшим ребятам гостинцев хватило.Не знаю, может быть, современные старшеклассники более серьезные, может, юные дарования из физико-математического класса в это время какие-то задачи в уме решали, но я на их месте первым делом бы подумала, когда можно будет приступить к бутербродам и лимонаду.А потом точно забыла бы о том и другом, слушая рассказ знаменитого человека, который сам он назвал «авантюрным романом».Жил в Северодвинске сын солдата, погибшего в последний год Великой Отечественной войны. Учился в школе №1, вовсю использовал обалденные по тем временам возможности школьной радиоточки и очень уважал директора. А потом вдруг все стало плохо: мама вышла замуж, любимый директор ушел из школы... И ему тоже нестерпимо захотелось все изменить. Узнал самостоятельный комсомолец, что на Яграх школа-интернат работает, в которой учиться и жить можно. Попросился туда, а в ответ услышал: «Приходи, такие активисты нам нужны, мы тебя еще и вожатым устроим, деньги платить будем».Для девятиклассника начала шестидесятых зарплата - это все равно, что клад драгоценный каждый месяц находить. Гордость переполняла душу, казалось, что сил хватит мир перевернуть. Хотя бы школьный. Хватило. Создал мальчишка вместе с друзьями в интернате свою республику, выбрали его президентом. И пошла слава о ягринских «республиканцах» греметь по области. Заслуженная. Все было на самом деле замечательно: дружили, спорили, учились, веселились, работали. Однажды своими силами прорыли траншею от завода до ТЭЦ и денег получили столько, что всем классом полтора месяца на Кавказе отдыхали. С преподавателями хорошие и даже романтические отношения сложились. Самого любимого запросто Владиком называли, и он не обижался.А потом случилось ЧП. Однажды провинившегося третьеклассника директор схватил за ухо, обозвал мерзавцем да еще счетами на мальчишку замахнулся.- Вот тут мы заскучали, - рассказывает Всеволод Леонидович, - и впервые осознали беспомощность своего положения. Сидим с друзьями в комнате, обсуждаем: «Отец родной бы так не поступил... А он... А мы...». Время к обеду подошло. Решаем: не пойдем, если звать будут. А нас не позвали!!! Обида тогда окончательно захлестнула: ничего нам от них не надо, пусть сами все едят...А в это время в учительской своя тактика вырабатывалась: проголодаются бузотеры, заигравшиеся в демократию, и на ужин как миленькие придут. Потому как нормальный проголодавшийся ребенок от ужина отказаться никак не может. Ох, как они ошибались! И от ужина, и от завтрака, и еще шесть дней подряд не ходили представители рушащейся республики в столовую.А потом Коля Патрунов по кличке Патра упал в голодный обморок. Тогда президент понял, что дело плохо. И решил он, член горкома комсомола, посоветоваться со старшими товарищами. А старшие товарищи стали кричать: «Бандит, как ты мог в советской школе забастовку устроить...» И покатился рокот возмущения от собрания к собранию. Президента сняли, исключили из школы и, что самое страшное, - из комсомола. Впрочем, в звании ученика восстановили быстро, а за комсомол стал бороться сам. Это было святое.Вот тогда будущий председатель Союза журналистов России в первый раз понял, насколько сильно печатное слово. После того как в «Северном комсомольце» появилась статья «Человек стоит на своем», получил юный Богданов самый большой новогодний подарок - 30 декабря горком комсомола вернул ему звание комсомольца. А в интернате сменили руководство. И снова началась «потрясающая дружба», авторитет которой приходилось и в драках отстаивать. Удар Богданов держал стойко, потому что знал: он - за правое дело.Медаль ему после окончания школы не дали, по оценкам ее заслуживал, но припомнили ту голодовку.- А после школы покувыркался я: корреспондент областного радио, студент «Бауманки», воспитатель в школе-интернате, даже в медакадемию чуть не попал, хорошо, вовремя объяснили, что с моим характером врачом на подлодке мне не быть... В общем, много событий было в жизни до поступления на факультет журналистики Ленинградского университета.Вот такой рассказ человека, который сделал себя сам. Чем по праву может гордиться, поделив заслугу лишь со временем, когда молодым действительно везде была дорога.И сегодня этот успешный, обеспеченный, завоевавший большой авторитет среди журналистов России человек, счастливый отец, говорит детям, у большинства из которых нет даже семьи:- Я бы сходу поменялся с одним из вас, чтобы повторить этот опыт собственного воспитания, опыт собственной ответственности за каждый совершенный поступок. Поверьте, шансы у каждого из вас потрясающие...А может быть, он в благополучной Москве просто не знает, какая у нас жизнь? Как тяжело сегодня в ней делать первые шаги тем, у кого нет родительской поддержки, не только деньгами, но и любовью...- Вы, ребята, выходите из школы в холодную погоду, в одиночестве, - развеял это сомнение Богданов, - и поэтому именно вам нужно четко решить: я не хочу себя потерять. А найти себя мы вам поможем.Сегодня одиннадцатиклассники школы-интерната обсуждают этот разговор. И пишут сочинение на тему «Кем я хочу быть. И что мне мешает». Стараясь без ошибок и обязательно искренне. Потому что это урок не литературы, а жизни. Для кого-то из них, может быть, впервые - добрый.
|
|