Вечерний Северодвинск
Номер от 17 июля 2003 г.

Ставка на зарубежную помощь
Она позволяет некоммерческим организациям решать социальные программы

Четыре дня подряд на прошлой неделе в Архангельске представители программы «ТАСИС» и фонда «Евразия» проводили презентацию своих проектов. Речь шла о том, что российские некоммерческие организации, государственные учреждения и даже органы муниципальной власти могут попытаться получить средства из этих зарубежных фондов на решение экономических и социальных проблем.

Фонд «Евразия» начал свою работу в России в 1993 году. С этого времени на поддержку местных инициатив в области развития гражданского общества, частного предпринимательства, а также государственного управления и местного самоуправления фондом выделено 64 млн долларов.

У Северодвинска уже есть положительный опыт привлечения иностранных средств. К примеру, администрация Северодвинска получала грант от фонда «Евразия» на разработку механизма стратегического планирования развития города; на грантовские деньги осуществляют свои полезные проекты центр образования «ИНВАЙТ» и общественная организация «Знание». Работают с привлеченными деньгами «Триединство», «Поможем детям» и другие некоммерческие организации.

Но на самом деле вероятность получения грантовских денег не такая уж и большая, чтобы рассчитывать только на них. Написание заявки, имеющей реальные шансы на победу в конкурсном отборе, где на один грант приходится иногда несколько десятков проектов со всей страны, требует достаточно высокой квалификации и опыта.

Почему же общественным организациям все-таки приходится обращаться за средствами в иностранные фонды? Да потому, что подавляющее их большинство не имеет собственных стабильных финансовых источников. На привлечение спонсорских средств надежда тоже слабая. Понять предпринимателей можно, поскольку при всем их желании у нас в отличие от Запада не существует эффективного юридического и налогового механизма, который бы стимулировал их тратить деньги на благотворительность. Не велика возможность использования средств и из муниципальных или областных бюджетов. Во-первых, средства этих бюджетов весьма ограниченны, а во-вторых, целевые программы, выделенные в бюджете отдельной строкой, которые распределяли бы бюджетные деньги на конкурсной основе среди некоммерческих организаций, пока скорее исключение (как, например, программа «Молодежь-2003» в Северодвинске).

Между тем, по данным социологического исследования, проведенного недавно агентством маркетинговых и социологических исследований «ФОРИС», деятельность некоммерческого сектора как действительно полезную оценили меньше половины северодвинцев. Но с другой стороны, подавляющее число опрошенных считают, что необходимость общественных организаций превышает их сегодняшнюю активность. Каков же вывод? По всей вероятности, горожане все же стремятся к гражданскому обществу, где они смогут решать свои проблемы самостоятельно, не будучи зависимыми только от власти. Но сегодняшний уровень деятельности общественных организаций их, видимо, не удовлетворяет.

В отличие от власти, которая получает деньги и профессионально их распределяет, в отличие от бизнеса, который деньги профессионально зарабатывает, так называемый «третий» сектор деньги профессионально тратит. Бизнес мог бы поучиться у некоммерческих организаций ориентации на социальную полезность, а власть - высокой эффективности в расходовании средств. Не мешало бы распространить на деятельность органов власти проектный подход «третьего» сектора, при котором в первую очередь определяется приоритетная проблема, четко формулируются цели и задачи деятельности, достижение которых поддается объективной проверке. Распределение средств происходит исключительно на конкурсной основе, где эффективность проектов оценивают независимые эксперты. Деятельность по реализации проекта находится под постоянным внешним контролем, а участники проекта несут полную ответственность за результаты.

Геннадий ДУБИНИН