Вечерний Северодвинск
Номер от 10 сентября 2003 г.

Принцип платности внедряется в Северодвинске
Комментарий председателя комитета по управлению муниципальным имуществом Юлии Федоровой

- Юлия Евгеньевна, расскажите, в связи с чем было подписано подобное постановление?

- Постановление №92 от 2 сентября принято после многочисленных обращений местных священнослужителей в администрацию Северодвинска. Суть этого документа в следующем. Предыдущее (существовавшее до введения в силу в октябре 2001 года Земельного кодекса РФ) земельное законодательство предоставляло органам местного самоуправления полномочия освобождать от арендной платы арендаторов земельных участков (в том числе и церковные общины) в части зачисления в муниципальный бюджет. По сути, любой предоставивший веские аргументы мог воспользоваться этой возможностью и получить по решению муниципального Совета такую льготу.

Но после того как Государственной думой был принят Земельный кодекс, права органов местного самоуправления оказались существенно урезаны. В частности, муниципалитеты были лишены возможности освобождать от арендной платы. Причем всех без исключения. Неудивительно, что те, кто после принятия кодекса обращался в органы местного самоуправления, получали один ответ: сегодня это прерогатива субъекта Федерации.

В то же время одним из основных постулатов, объявленных Земельным кодексом, является так называемый принцип платности (статья 1, подпункт 7). Согласно ему любое использование земли, за исключением случаев, установленных федеральными и региональными законами, осуществляется за плату. В нашей стране о формах платы за использование земли говорится в Федеральном законе «О плате за землю». По этому закону собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом. За земли же, переданные в аренду, взимается плата. Причем полное или частичное освобождение от арендной платы конкретных юридических и физических лиц не предусмотрено не только этим документом, но и другими федеральными и областными законодательными актами.

А раз так, то становится понятно, почему муниципальный Совет отказал в предоставлении льгот по арендной плате за землю и Северодвинскому хлебокомбинату, и ОАО «Вторресурсы», и приходу храма святителя Николая, и православной общине острова Ягры. Основание для отказа одно: у муниципалитетов просто отсутствуют полномочия такие льготы предоставлять. Проблему может решить областное Собрание, приняв закон об освобождении от аренды на территории Архангельской области.

Вместе с тем Федеральный закон «О плате за землю» делегирует органам местного самоуправления право самостоятельно устанавливать арендную плату.

- Так, значит, муниципалитет может предоставить льготы, к примеру, отдельно взятому храму?

- Нет, не может. Органы местного самоуправления наделены правом устанавливать арендную плату, но не индивидуально тому или иному юридическому или физическому лицу, а только определенной категории арендаторов. Иными словами, муниципалитет не вправе предоставить льготы по арендной плате одному храму, однако ему вполне по силам установить льготную арендную плату религиозным общинам всех зарегистрированных в Северодвинске конфессий. Собственно, об этом и идет речь в постановлении мэра №92 от 2 сентября. Этот документ устанавливает льготную (с понижающим поправочным коэффициентом 0,1) оплату для целой категории религиозных объединений. Теперь все здания для богослужений, церкви, воскресные школы, расположенные в нашем городе, получают льготы по оплате аренды за землю, что дает возможность северодвинским религиозным общинам платить в местный бюджет существенно меньше налогов.

- Раз уж заговорили о деньгах... Юлия Евгеньевна, на что идут средства, поступающие в бюджет?

- От аренды земли в городскую казну поступает лишь 50 процентов доходов (остальные - в областной и федеральный бюджеты). И все полученные суммы - это заявляю со всей ответственностью - идут на благое дело: на развитие жилищно-коммунального комплекса, на ремонт дорог, на то, чтобы в наших домах было тепло и светло, на содержание больниц, центров социальной помощи, на выполнение иных социально направленных программ. Таких, например, как «Ветхое жилье», «Правопорядок», «Модернизация медицинского оборудования».

Подготовил Олег КОРОТКОВ