Вечерний Северодвинск
Номер от 10 сентября 2003 г.

«Во власти нужны по-настоящему верующие люди...»
Владимир РАССКАЗОВ: Корреспондент «Вечёрки» встретился в Рязани с популярным политиком, представлявшим интересы северодвинцев в Верховном Совете РСФСР

Владимир Рассказов внешне мало изменился. Разве что седины в волосах прибавилось. Столь же энергичен, легок на подъем, когда съездить по делам за четыреста километров и вернуться в Рязань, чтобы успеть приготовить детям ужин, ситуация штатная.

н любит повторять: «У меня нет проблем, если чего и недостает, так времени...» Это, если хотите, философия Рассказова. После трагической гибели жены, когда он вынужденно переложил на себя все хлопоты по воспитанию шестилетней Веры и двух старших сыновей, день расписывается поминутно.

В его жизни происходили разные, подчас трагические трансформации. Скажем, кто мог представить, что зампред Центрального банка России вдруг бросит Москву и уедет в незнакомую Рязань, станет директором детской здравницы. Как сам признается, санаторий - не объект «коммерческого интереса». Мечтает преобразовать его в центр детского здоровья нового типа. В деловых кругах Рассказова считают профессионалом, консультации которого многих бизнесменов спасают от разорения. Обращаются к нему и политики, в беседе с которыми Владимир Петрович весьма критически оценивает то, что сегодня происходит в России. Не скрывал он этих настроений и во время наших встреч, во время одной из которых и было взято интервью с бывшим депутатом Верховного Совета РСФСР от Северодвинска, сложившим свой мандат после известных октябрьских событий 1993 года.

- Владимир Петрович, детские санатории с частным капиталом в России едва ли еще где встретишь. Вы-то как выживаете без бюджетных подпиток?

- Вспомните, еще в советские времена модно было писать о хозрасчете. Сегодня больше говорят о доходах. Сколько их в бюджете, как их распределить.

Такое вот смещение акцентов. В то время как на Западе, на который принято ссылаться, уже в школе изучают основы функционально-стоимостного анализа. То есть «за бугром» учат управлять расходами, а в России этой программы и в вузах нет. В итоге имеем то, что имеем. Не секрет же, что по затратам на единицу продукции Россия в разы опережает экономики других стран.

А что касается «Дружбы», то после приватизации бывший профилакторий комбайнового завода переходил из рук в руки. Я взял его с долгами, превышающими два миллиона рублей. Все шло к краху. Если бы, скажем, я оставил персонал, превышающий численность отдыхающих в два раза, то ничего путевого не вышло. Как в семье? Ее глава начинает с учета расходов как текущих, так и отсроченных платежей - на жилье, коммунальные услуги, на рождение или образование детей.

Что же касается «подпиток», то на помощь со стороны рассчитывать не приходится. На то, чтобы перевести отопление с угля на газ, на развитие инфраструктуры санатория приходится зарабатывать. Сегодня за смену у нас отдыхает до 100 детей. Не раз уже выигрывали тендер на оздоровление детей из чернобыльской зоны. Причем санаторий принимает круглогодично.

- Владимир Петрович, а ваши оценки экономических перспектив страны?

- Хотите спросить, будет ли дефолт?

- Предвидите?

- Во-первых, посмотрите, что происходит в регионах. Их бюджеты настолько ущербны, что на потребление уходит до 80 процентов средств. Ненормально. И когда в Петрозаводске президент журил главу республики за то, что они «проедают» на зарплату две трети своей казны, то критиковать-то следовало бы прежде всего законодателей, правительство. Оно должно отдавать отчет в том, что если потребительская часть бюджета превышает даже 40 процентов, то не надо говорить о ржавых трубах, об отсутствии в домах нормального тепла. Откуда ж взять ресурсы на поддержку инфраструктуры?

К сожалению, законы в России меньше всего отвечают интересам законопослушных граждан. Они призваны защитить чиновника. Возьмите систему окладов, пенсионного обеспечения. Чем не пример.

- Еще Салтыков-Щедрин отмечал, что руский мужик способен двух генералов прокормить...

- Но не четырех, как в современной истории получается. Возьмите численность силовиков, их армия составляет порядка четырех миллионов «штыков». Столько же - в Китае, где население не 140, а миллиард 400 миллионов человек. Вы что, безопаснее себя чувствуете?

Теперь об экономике. Зайдите в магазин, сколько вы увидите российских товаров? Процентов десять. Остальное - импорт. И как бы ни подводили статотчетность на оптимистический лад, увы, промышленность лучше работать не стала.

Зато заявления Центробанка о планах ввести в оборот 5-тысячные купюры тех, кто помнит предвестия перед обменом денег, не могут не настораживать. Ну что такое пять тысяч? Это средняя зарплата в стране. И как бы ни пыталось правительство убедить меня, что в экономике наметились стабилизационные процессы, не верится. Очевидно, что уровень скрытой инфляции заметно опережает официальные данные. И что мы в ближайшее время сможем купить на новые деньги, еще вопрос.

Я обозначил два признака, позволяющих предположить, что дефолт в России может повториться.

- Ну а третий?

- Я его увязываю с разговорами вокруг итогов приватизации. Хотим того или не хотим, но нормальный гражданин вряд ли назовет их приемлемыми. Почему? Вспомним, как проходила ваучеризация. Кто мне скажет, сколько было все-таки напечатано ваучеров? Кто раскроет механизм их раздачи? Кто, наконец, контролировал весь этот процесс?

Как обыватель, знакомый к тому же не понаслышке с работой банковской системы, я смею предположить, что все-таки вагон с неучтенными ваучерами стоял на запасных путях. Затем кто-то дал команду под шумок скупать за бутылку те, что были розданы населению. И когда пришла пора предъявлять счет на приватизацию госпредприятий, в оборот поступило многократно больше ваучеров, чем было у нас на руках.

- Выходит, что те, кто ратует за пересмотр итогов приватизации, могут быть услышаны властью? Вопрос лишь в том, с чем опять останутся рядовые граждане?

- Вопрос сам по себе наивный. Понятно, что положение, когда восемь человек, фамилии которых у всех на слуху, владеют 90 процентами российских недр, не нормально. И так быть не должно. Есть понятие земельной ренты, пусть те, кто качает нефть или добывает алмазы, платят. А задача государства - гарантировать наше конституционное право. Ведь в Основном законе записано, что недра в равной мере принадлежат всем, кто живет в России.

- Не сомневаюсь, что эта карта будет активно разыгрываться теми, кто пойдет на выборы в Госдуму.

- Согласен. Но если выберем такой же состав думцев, какой имеем, то шансы провести рентный закон невелики. Ведь те, кто сегодня владеет недрами, будут активно этому противоборствовать. Речь идет о сверхприбылях, которые вполне легально уводятся из-под налогов. Взять пример того же Абрамовича, который миллиардные прибыли увел на счета офшорных предприятий. В виде дивидендов учредителям. Потанин же за 200 миллионов долларов купил банк УВК у Смоленского.

Еще нелепей выглядит со стороны история с бегством из России капиталов. Утверждают, что вывезено более ста миллиардов долларов. Каким образом? В карманах граждан? Ну хорошо, 10 процентов смогли в обход таможенных постов умыкнуть. А остальное? Второй канал - через банковские счета.

- Владимир Петрович, а как вы оцениваете игру на рынке с долларом, что привело к массовому сбросу валюты?

- В чьих интересах сеялась паника через СМИ, мне понятно. Достаточно сопоставить рост валютных накоплений того же Центробанка РФ. Именно в долларах. Людей убеждали, что американская валюта неустойчива, и тут же баксы скупались за рубли.

Как-то один из премьеров спросил, как я пережил дефолт 1998-го. Да устрой еще парочку дефолтов, и я стану самым обеспеченным человеком в Рязани. Что еще я мог ему сказать? Он и сам прекрасно знает, что такие финансовые потрясения дают легальную возможность нескольким десяткам лиц приобрести огромные состояния. Если я буду знать или смогу спрогнозировать, когда грянет гром, то что требуется? Доступ к рублевым ресурсам, чтобы скупить на них как можно больше баксов. Потом, после дефолта, эти доллары останется обменять опять же на рубли. Можете предположить, какими могут быть ставки в этой игре.

- Очевидно, что в такой «игре» ставки велики и могут иметь далеко идущие политические последствия...

- Я не хочу сгущать краски, но сценарии действительно пишутся людьми, которые имеют реальные рычаги управления в стране. И то, что активно о дефолте и о деприватизации заговорили в преддверии выборов в Госдуму и президента, мне представляется не случайным. Если хотите, это инструмент давления на власть.

Конечно, президент попадает в вилку, когда, с одной стороны, очевидно давление олигархов, с другой - левая оппозиция всегда может спросить: вы с кем, господин президент, с теми, кто готов подмять под себя остатки госсобственности, или с народом?

- Можете ли вы дать формулу движения страны в поистине демократическом направлении?

- Ее удачно, на мой взгляд, определил Никита Михалков. В одном из выступлений он сказал, что проблемы России тогда будут успешно решаться, когда к власти придут по-настоящему верующие люди, которые чтят библейский моральный кодекс.

Беседовал Василий РАШЕВ