Вечерний Северодвинск
Номер от 4 марта 2004 г.

Кульбит Крупчака
Председатель ЦИК Александр Вешняков как в воду глядел, когда, уезжая из Архангельска, предупредил, что самые крупные скандалы разгораются на финише избирательной кампании. Только он уехал в Москву, и «грянула буря».

1 марта, за две недели до выборов, один из основных претендентов на губернаторское кресло - бизнесмен Владимир Крупчак - неожиданно заявил о своем «сходе с дистанции». Причем все произошло в детективном стиле «а-ля Рыбкин».

Ближе к вечеру 1 марта в здании облизбиркома появилась неизвестная дама, которая, представившись доверенным лицом Владимира Ярославовича, передала конверт. Вскрыв его, избиркомовцы обнаружили написанное от руки заявление. В нем кандидат просит снять его с регистрации.

Было уже поздновато, и вопрос об аннулировании регистрации перенесли на следующий день. 2 марта в 10 часов началось заседание комиссии.

И сразу всплыли странности. Доверенное лицо Крупчака Лидия Залевская, которая занимается юридическим обеспечением его избирательной кампании, заявила, что ее шеф не мог подписать такую бумагу, а если бы сделал это, то «обязательно передал через меня».

Заседание прервали и стали искать самого «героя», чтобы он подтвердил заявление. Залевская предупредила, что Крупчак в Москве, прилетит только вечером. Пытались связаться с ним по «мобильнику». Но его личный номер молчал, а помощница в Госдуме сообщила, что «Владимир Ярославович где-то в правительстве».

Тогда члены комиссии еще раз сверили почерк заявления Крупчака с его завитушками на других документах и сошлись на том, что они похожи. Да и сама Залевская не отрицала подлинность почерка. Правда, она предложила все же не принимать решение без самого кандидата. Председатель комиссии Александр Яшков возразил: « Закон не требует, чтобы кандидат лично представил заявление. Но если оно поступило, то мы обязаны его рассмотреть, причем оперативно, потому что времени в обрез: уже началось предварительное голосование, предстоит внести исправления в миллион бюллетеней».

Комиссия большинством голосов приняла решение об аннулировании регистрации.

Обжаловать решение Владимир Ярославович не стал, а созвал вчера, 3 марта, пресс-конференцию, на которой подтвердил, что заявление им написано собственноручно и в здравом уме. Свой отказ баллотироваться пояснил журналистам так: «Поездив как кандидат по области и поговорив с людьми, я убедился, что наш край находится в глубоком экономическом кризисе. В одиночку поднять его на ноги уже невозможно, кто бы ни стал губернатором. Решать проблемы надо на федеральном уровне, привлекая правительство, Госдуму, Совет Федерации. Что и буду делать».

Сдается, что не только «разрушенные деревни и вид нищего народа» заставили Крупчака передумать. Еще до его отставки аналитики поговаривали, что после «консультаций» в Москве архангельский бизнесмен «сложит оружие», потому что кремлевская администрация ему явно не помощник, отношения с «Единой Россией» после демарша на местном уровне тоже натянутые. При нынешней «выстроенной вертикали власти» так можно и в политике ничего не добиться, и в бизнесе проиграть. Видимо, трезво оценив ситуацию, Владимир Ярославович решил не рисковать, а выполнять, как он пишет в своем заявлении, «решения президента РФ Путина В.В. и партии «Единая Россия» по обновлению экономики и улучшению жизненного уровня населения области совместно с вновь избранным губернатором».

На вопрос: «С каким?» - ответил без заминки: «С тем, которого изберет народ». Тут же пообещал полную поддержку тем, кто помогал в выборной кампании, если последуют «гонения» со стороны власти, пообещал разобраться с местными и столичными «черными» пиарщиками, а расследование по пасквилям г-на Ножнина довести до уголовной ответственности.

Алексей ГУНДОРОВ