Вечерний Северодвинск
Номер от 27 января 2005 г. Знают, «чем дышит» каждый дом
|
|
И считают каждую копейку
- В нашем «окопе» всегда беспокойно, - говорит Ирина Лемнева, заместитель директора по экономике, главный бухгалтер СМУП «ЖКХ». Редкий случай в моей газетной практике, когда жилищно-коммунальный руководитель обращается к корреспонденту с просьбой о публикации. Участие в минувшей предвыборной кампании убедило Ирину Александровну: нужно объяснять людям, что происходит сегодня в отрасли и какие изменения грядут. Слишком много непонимания.Без крика толку больше- Ирина Александровна, очень много конкретных вопросов у наших читателей по платным услугам. «Откуда такие цены?» - спрашивают. - Информация по платным услугам, впрочем, как и по тем, которые учитываются в цене за содержание жилья, есть в каждом ЖЭУ. На стендах горожане могут ознакомиться с утвержденным, единым для всего города перечнем услуг и их стоимостью. Но если возникают какие-либо вопросы, за разъяснением можно обратиться к начальнику ЖЭУ, мастерам. - А им некогда, и они раздраженно отмахнутся.- Есть часы приема, когда вы смело можете приходить, ну а если вопрос возник во внеурочное время, поинтересуйтесь у работников ЖЭУ, смогут ли они вас проконсультировать, ведь у них много и другой не менее важной работы. Но порой люди приходят для решения своей проблемы тогда, когда считают нужным, и с порога начинают кричать, возмущаться. Я убеждена, что для решения любого вопроса лучше выбрать спокойный тон, толку будет больше. - Какие претензии вам чаще всего предъявляют? - Низкое качество предоставляемых услуг и постоянное, с начала 90-х годов, повышение тарифов. Люди категорически не хотят понимать и принимать суть жилищной реформы. Ведь основная концепция ее - переход от бюджетного дотирования к оплате в полном объеме жилищно-коммунальных услуг потребителями. Вот здесь отсутствие информации сыграло свою отрицательную роль. У людей складывается такое впечатление: каждый год поднимаются тарифы, а качество работ остается прежним. Но на самом деле это не столько удорожание услуги, сколько переход к ее стопроцентной оплате. Если в начале 90-х годов население страны платило примерно 2 процента от стоимости жилищно-коммунальных услуг, то в настоящее время - в среднем 80 процентов. Помимо этого с 1 января 2004 года была отменена льгота по НДС с квартирной платы. За счет этого произошло ее повышение еще на 18 процентов.Не спешите в товарищи- Не часто, но приходилось сталкиваться и с таким мнением: «Не хотим, чтобы нас и дальше обслуживали жилищные предприятия, создадим в своем подъезде товарищество собственников жилья - будем сами решать, кому, за что и сколько заплатить». Действительно, существует Федеральный закон «О товариществах собственников жилья», а теперь и новый Жилищный кодекс РФ, который вступает в действие с 1 марта этого года, позволяет организовывать товарищество (ТСЖ). Правда, создать его возможно только на базе целого многоквартирного дома, а не в отдельно взятом подъезде. Опыт создания и работы ТСЖ в стране уже есть. Анализируя его, можно сказать, что хорошо создавать товарищества в новом, качественно построенном доме, жители которого не относятся к категории малообеспеченных. Вот только один пример: замучили подвальные крысы, для борьбы с ними и регулярной уборки мусорных камер нужны дополнительные средства. Большинство членов ТСЖ отказались от доплаты и приняли решение заварить мусоропровод. То есть сознательно ухудшили свои условия.- Есть такое мнение: муниципальные жилищные предприятия нерационально используют деньги горожан.- Ошибочное мнение, мы считаем каждую копейку. А иначе просто нельзя. За счет каких средств работают жилищные предприятия? Это, прежде всего, платежи населения по обслуживанию жилья, платежи за техническое обслуживание нежилых зданий, платные услуги и средства из бюджета на возмещение льгот и субсидий. Правда, далеко не все суммы, которые мы теряем, предоставляя льготы, нам возвращаются. Сумма убытков по этой статье исчисляется миллионами рублей.- Правительство обещает, что в следующем году монетизация коснется и жилищно-коммунальных льгот.- По сути, это правильно, жилищники должны выполнять конкретные производственные задачи, а не кредитовать государство на выполнение социальных программ. Но если монетизация льгот по ЖКХ планируется в таком же варианте, как нынешняя, это будет непоправимая трагедия!Лично я очень переживаю за то, как развернулись события по исполнению пресловутого 122-го закона. Думаю, что комментарии о том, что он неправильно был истолкован чиновниками на местах, не выдерживают критики. Проблема, на мой взгляд, в отвратительном качестве принимаемых законов.- Ирина Александровна, к грядущей реорганизации муниципальных жилищных предприятий, к разговорам об альтернативных частных службах у вас какое отношение?- Убеждена, что в жилищной сфере, сфере ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ, как и в медицине, самое главное - не навредить. Боюсь, что в нашу сферу могут прийти не практики, а «глубокие теоретики». А ведь как бы ни ругали сегодня технических работников ЖЭУ, они знают, «чем дышит» каждый дом.Одна из целей реорганизации - с помощью акционирования привлечь инвесторов в отрасль. Я пессимистически отношусь к такой перспективе. На протяжении многих лет жилищный фонд не содержался в должном порядке, капитальный ремонт требуется большому количеству домов. По этой причине отрасль не привлекательна для инвесторов, ведь несложно представить, сколько денег им придется «закопать» без расчета на быстрое получение прибыли. На голодном кадровом пайке - Образ сантехника ЖЭУ - не очень трезвый мужчина в грязных сапогах - в последнее время не изменился?- Конечно, изменился, и, прежде всего, за счет того, что слесарями (их называют сейчас монтажники сантехнических систем и оборудования) работают все больше женщины. Конечно, мужчины тоже есть, но добросовестных и непьющих среди них, к сожалению, очень мало.- А вот к дворникам у горожан претензий почти нет, хотя получают они за свой труд, наверное, меньше всех?- Чуть больше двух тысяч рублей в месяц. Работают дворниками, в основном, женщины. А с 1 августа прошлого года Госстроем введены новые нормативы - площади уборки увеличились на 10 процентов. Но они и до этого-то были рассчитаны на здоровых мужчин, а не на хрупких женщин! Тяжело, люди болеют, у начальников ЖЭУ лежит целая кипа заявлений об увольнении. Знаете, если ситуация с безработицей в городе чуть лучше станет - останемся мы вообще без рабочих рук.- Управленцы облегчают свой труд компьютерами, а в рабочих руках - вечные метла и лопата. - На нашем предприятии есть опыт использования малой механизации. Надеялись, что, опробовав мотоблок для уборки снега и покоса травы, сможем облегчить труд уборщиков территорий. Но женщинам эта техника оказалась не под силу, а мужчина, поработав с мотоблоком, сказал так: «Если меня заставят на нем работать, напишу заявление об увольнении». Вот и получается, что лопаты-метлы привычнее, да и понадежнее пока.- Знакомая рассказала, как однажды совсем уж собралась, но так и не ушла с тяжелой работы уборщика. Попалась ей на глаза газета с благодарностью от жильцов. Говорит, как увидела свою фамилию, так из сердца все обиды ушли - и на зарплату, и на начальство, и на неаккуратных горожан.- Наверное, благодаря уважительному отношению со стороны жильцов, моральной поддержке многие наши работники готовы, несмотря ни на что, работать, содержать город в чистоте. И я всегда говорю: если у вас хороший дворник, уборщик подъезда, не поленитесь - напишите об этом в газету.
|
|