Вечерний Северодвинск
Номер от 23 марта 2006 г.

Подающий надежды
Большое количество фестивалей и выставок молодежного творчества в Северодвинске и Архангельске связано с искусством довольно слабо. Но однозначно хорошо, что человек может открыто представить свои творения на суд широкой аудитории.

Работы Андрея Чудинова видели официальные выставочные залы и экстремальные площадки. Из последних - «Неиндейская выставка» в ЦКиОМ, на открытии которой Андрей играл далеко не второстепенную роль. Да и вообще, этот человек экспериментировать не боится. Но за внешней готовностью к художественной авантюре скрывается очень серьезное отношение к своему делу.

- Назвать меня художником можно только в общепринятом смысле этого слова, то есть как любого человека, который пишет картины. На самом же деле сегодня я только «подающий надежды».

А началось все со студии Игоря Филиппова, куда Андрей пришел из класса художников-оформителей школы №33 десять лет назад. И первые же работы четко показали, что юноше предстоит еще учиться и учиться. Чем и занялся, продолжая учебу и сегодня, но уже не в студии, а в университете имени Герцена, попутно работая монтажником наружной рекламы.

Знакомство с живописью складывалось непросто - Андрей со своим музыкальным образованием с трудом представлял себе, что картина может также захватить человека, как музыка. Да и особого трепета к миссии художника тоже не было. Первым шагом на долгом пути к искусству стала одна из статей Василия Кандинского, заставившая совсем по-другому взглянуть на собственное творчество.

- Можно уметь рисовать и не быть художником, также как можно быть музыкантом, а не композитором. Техника рисования или игры на музыкальном инструменте - только средство. Художник на самом деле не обязан производить что-то вещественное, что можно потрогать, послушать, на что можно посмотреть.

Классическая шутка про то, что не нужно быть особо талантливым, чтобы нарисовать черный квадрат, на самом деле почти справедлива. Но уже сегодня, по прошествии десятилетий после создания этого произведения. Главное же в картине, по мнению Андрея Чудинова, идея, вложенная в нее художником.

- Даже просто сделать копию «Черного квадрата» невозможно для человека, не обладающего определенным уровнем мастерства. А ведь это лишь повторение, не более. Настоящее искусство заключено не в красках. В этом и есть задача настоящего художника - не разрабатывать уже изобретенные формы, не расширять границы, при этом не переступая их, а находить что-то новое. Те картины, которые мы видим в музеях, - не более чем экспонаты, свидетели истории.

Андрей очень строго относится и к своим работам, и к работам друзей, и уж тем более к многочисленным «авангардным» всплескам, претендующим на звание нового искусства.

- Хорошо, что есть такие выставки и фестивали, ведь художнику нужен зритель, так же как актеру и музыканту. Это поиск, он необходим. А быть терпимым - боюсь. Можно очень легко все потерять, согласившись на малое. А потом всю жизнь сидеть на диване и вспоминать, какие надежды подавал. Я же надеюсь заниматься искусством всерьез.

Картины Андрея Чудинова простыми не назовешь, каждая из них - это попытка передать уникальное состояние человека, которое не определишь одним словом - радость или печаль. При этом Андрей хочет именно изобразить эмоцию, не прибегая к помощи реальных вещей, не разбирая ее на составляющие. Но искусство массовым быть и не может, какую бы внушительную аудиторию фестивали и выставки ни собирали.

Путь художника - путь «мимо кассы» не только в плане финансового благополучия, но и всех тех вещей, которые составляют обычное человеческое счастье. Искусство требует жертв, и если эта жертва осознанная, тем ценнее она и тем более заслуживает ответа с той стороны.

Ильдар ХАБИБУЛЛИН