Вечерний Северодвинск
Номер от 16 января 2008 г.

Крестный отец. Человек хороший…
Товарищ Бендер и тот не «кидал» одиноких женщин с детьми

«Будь проще, и к тебе потянутся люди… за деньгами», - любил говаривать один мой знакомый. Ссужал он по доброте душевной часто, пока один из должников его не прогорел на торговле то ли окорочками, то ли сардельками.

Серия первая. И кошке приятно

Приятель мой с деньгами прощался долго, больно, однако достойно. Он не пошел в суд, не стал душить должника в темном подъезде или нанимать для этого «бычков». Теперь он просто не дает в долг: «Предпочитаю испортить отношения на неделю, а не на всю оставшуюся жизнь».

Но жизнь не стоит на месте. Теперь, дабы «разбогатеть» или испортить отношения, не обязательно занимать у лучшего друга. Десятки коммерческих банков наперебой и с выдумкой предлагают занять у них – были бы поручители! В то время как северодвинские судьи без лишних выдумок, зато ежедневно и исключительно по закону взыскивают с поручителей долги их друзей-заемщиков. Обиды, слезы, расшатанные нервы прилагаются.

Эту историю рассказала скромная служащая Севмаша Татьяна. В редакцию она пришла с полиэтиленовым пакетом переписки: милиция, суд, банк, комитет по защите прав человека. «В этом вся моя жизнь…»

В 2004 году Татьяна поручилась в банке за своего знакомого Алексея. Назвать его другом, даже приятелем семьи лично я бы не решилась. От момента знакомства до момента получения Алексеем банковского кредита прошло не более полугода. Впрочем, этого ему вполне хватило для того, чтобы утвердиться в жизненном пространстве Татьяны и ее сына. Приятные мелочи - шоколадки, игрушки, добрые слова, от которых и кошки тают, не то что одинокие бабы с детьми и ворохом жизненных препятствий.

На счет «раз» он стал другом, нет – ласковым Дедом Морозом с тугим мешком юмора, обаяния, уверенности в себе. На счет «два» - крестным отцом Татьяниного сына, причем кандидатуру свою предложил сам. Пока она умилялась и «таяла», он попросил… нет, не руки и сердца, поскольку был женат и воспитывал двоих детишек. Алексей попросил Татьяну поручиться за него в банке. А чтобы «подопечная» лишнего не хлопотала, все необходимые документы взялся подготовить самостоятельно. Дед Мороз все же.

Серия вторая. Что наша жизнь? Игра

К этому времени Алексей уволился с госпредприятия. «На заводе ловить нечего. А мне нужно все и сразу!» По словам Татьяны, отказаться от стабильной жизни на скромную зарплату его заставили исключительно самоуверенность и виртуальная фондовая биржа-«игрушка». Еще на заводе Алексей поигрывал в «Форекс», но успешность биржевых махинаций требовала всеотдачи и немалого стартового капитала. Отсюда и кредитный договор на двести тысяч рублей, который Татьяна подмахнула, что называется, не глядя. Можно разве не доверять крестному отцу своего единственного, самого любимого мальчика?

Доверяла, не проверяя: какие «необходимые документы» нужно принести банковскому клерку, какие справки ушли в кредитную организацию от ее имени и какие последствия (если что) могут ее ожидать. Не хватит пальцев рук, чтобы перечесть друзей и знакомых, которые пнули потом по сердцу: «Дура ты, Танька, сама виновата». Но хватит пальцев и одной руки, чтобы пересчитать ее наивные аргументы: «Да, дура, да виновата. Подскажите только, куда деть эту хрестоматийную веру в Человека Хорошего? Порядочного и честного? Да попросту – в мужика».

В общем, в январе прошлого года Татьяна получила исполнительный лист на 146 тысяч рублей. По совокупности с другими поручителями – пенсионеркой Д. и молодым человеком Р.

Несколько месяцев Татьяна отдавала банку половину своей зарплаты, максимальный предел которой ограничивался цифрой 5 тысяч рублей. Получается, ни она, ни сын не могли рассчитывать даже на прожиточный минимум. Встает вопрос: зачем банки запрашивают сведения о доходах и составе семьи, о наличии иждивенцев? И если существует понятие прожиточного минимума, можно ли отобрать его у ребенка?

Никто не смог ответить Татьяне на эти, в общем-то, несложные вопросы. Советчики рекомендовали к юристам сходить, но какие могут быть юристы, если на завтрак, обед и ужин – суп из консервов, конфеты и фрукты исключительно во сне на стол являются, в остальном же – долги, долги, долги. «С ужасом жду, когда Димка начнет задавать мне вопросы, мол, мамочка, почему у нас ничего нет, а у других есть?»

Чуть позже, правда, удалось снизить сумму ежемесячного платежа до 20% от хилой севмашевской получки, но и тысяча рублей для этой семьи никогда не была лишней.

Серия третья. «Все долги погашу»

Маленькому человеку с мощью финансовой структуры в рукопашную ходить – себе дороже. Хочешь - плачь в приемной директора, судись, неси заявление в ОБЭП, траться на адвоката – а в данном конкретном случае правда на стороне банка, и он, этот банк, слезам не верит. Ему все равно, кто платит, лишь бы платили. Ведь существует договор поручительства с подписью Татьяны, где оговорены все неминуемые последствия: не гасит долг заемщик – гасят поручители. И точка!

Писала она заявления в отдел по борьбе с экономическими преступлениями, в милицию и в прокуратуру, не утверждая, но предполагая: Алексей изначально не собирался оплачивать долги перед банком. На заявление, отправленное в ОБЭП, ей почему-то участковый ответил. Из милиции получила привет – постановление об отказе в возбуждении уголовного дела:

«Опрошенный по данному факту заемщик указал, что с гражданкой С. (с Татьяной – авт.) был знаком около пяти лет. Также заемщик указал, что в связи с финансовыми затруднениями перестал систематически выплачивать по кредиту. Он указал, что в ближайшее время погасит перед поручителем все затраты».

Моему звонку Алексей удивился. Узнав, чем вызван интерес к его скромной персоне, сразу же принял борцовскую стойку. «У вас будут проблемы…» Но быстренько передумал бороться. Видимо, понял, что обвинять, наставлять и требовать я, в принципе, не собираюсь. Позвонила я всего лишь узнать, когда именно наступит «ближайшее время», тот самый час расплаты?

На том конце провода сообщили, что в конце февраля, максимум в начале марта поручители свое вернут и о нем забудут. А к лету Алексей и вовсе собирается стать миллионером, для чего разрабатывает и реализует какие-то бизнес-схемы. «Встретимся в марте, попьем кофейку, сейчас встречаться незачем».

Между делом всплыл вопрос о крестнике, позабытом после получения двухсоттысячного кредита. Крестный отец, по его словам, в мальчишку вложил достаточно – подарки, Дедом Морозом, опять же, на Новый год являлся. Понятно, что взрослому мужчине, который собирается стать миллионером, гордиться этим «подарочным» арсеналом неудобно, поэтому нашлась более «удобная» тема – Татьяна.

Оказывается, и живет-то она неправильно, и дышит-ходит-думает не так, как жизненные реалии требуют. Ну чего сидит на этом заводе, знает ведь, что платить ей никогда не будут, - работу искать нужно, высокооплачиваемую! Эх, Алексей, куда же ваши глаза смотрели, когда вы поручителей себе выбирали? Но, пожалуй, в одном я с вами соглашусь: нужно пытаться зарабатывать деньги независимо от того, живет ли в городе Северодвинске человек по имени Алексей, который собирается стать миллионером и который не в состоянии вернуть одинокой женщине с ребенком одну тысячу рублей в месяц.

Что ж, можно и в марте, можно и кофейку. Я вас, раз на то пошло, даже коньячком угощу, если будет повод чокнуться за торжество справедливости.

Наталья КОЛОГРЕЕВА