Вечерний Северодвинск
Номер от 1 октября 2009 г.

Пришла и к нам на фронт весна…
Предстоящему 65-летию Великой Победы посвятил свой новый спектакль Северодвинский драматический театр. Этой работой, собственно, он и открыл свой 73-й творческий сезон в минувшее воскресенье.

 Евгения Попова и Павел Варенцов в спектакле «Рядовые». Фото Владимира Ларионова
Евгения Попова и Павел Варенцов в спектакле «Рядовые». Фото Владимира Ларионова

ПЬЕСА Алексея Дударева «Рядовые» не так широко известна в стране, как его другие произведения, но это никак не умаляет достоинств изложенной автором драматической баллады.

Весна сорок пятого. Горстка советских бойцов ожесточенно сражается с врагом на немецкой территории. У каждого из героев своя трагическая судьба, свой личный счет к кровопролитной, страшной войне.

Роль сержанта Дугина стала для актера Василия Жеребцова серьезным испытанием, из которого он вышел с честью. Его герой убедителен и достоверен в каждой сцене, в каждом слове и поступке.

Образ партизана Дервоеда не столь подробно прописан автором, но заслуженный артист России Сергей Варнашов вдохнул в него подлинную жизнь, разделив со старым солдатом все круги огненного ада. Его монолог о гибели семьи от рук немецких палачей стал одним из самых сильных эмоциональных центров спектакля.

Богомольный солдат Соляник, неистовый в своем темпераменте Буштец, романтичный и наивный Одуванчик стали новой творческой удачей для заслуженного артиста РФ Сергея Черноглазова и его коллег – актеров Сергея Семенцова и Павла Варенцова. За каждым из них наблюдаешь с нарастающим интересом, и они оправдывают зрительские ожидания каждым моментом своего пребывания на сцене.

Всего по одной сцене выделил автор женщинам, которых сыграли заслуженная артистка республики Валентина Иргизнова, актрисы Юлия Корельская и Светлана Авраменко. Но за этой скупостью можно полностью проследить изломанные войной женские судьбы. Исключение «в объеме» сделано лишь для санитарки Лиды, которую мастерски сыграла Евгения Попова. Ее по-женски нежная и по-матерински мудрая любовь к неоперившемуся еще Одуванчику очень четко очерчивает лирическую составляющую довольно жесткого, по сути, действа. Кажется, что прифронтовые соловьиные трели звучат именно для этой пары.

Совсем крошечные роли лейтенанта и глухонемого фашиста сыграли Николай Кабуркин и Михаил Прилуцкий, но в общем контексте постановки они обогатили актерскую палитру спектакля.

Роль Марьи. И нельзя не сказать об этой роли, и сказать вроде нечего. Просто на сцене время от времени появляется женщина в белом, скрытая полумраком, как бы напоминая Дервоеду о сожженной заживо жене. Или это неуспокоившаяся душа ее? Можно только догадываться. Во всяком случае, автором такого персонажа вообще не предусмотрено. Если это режиссерская находка, то слишком уж она примитивна и прямолинейна. Вдвойне обидно, что это бессловесное видение поручено воплощать замечательной актрисе с огромным творческим потенциалом – Ларисе Сыпко. Но постановщику, видимо, видней, а из его «песни» слова не выкинешь. Тем более что ни одного слова-то, по сути, и нет.

И еще одна «царапинка» помешала в финале спектакля. Когда герои замерли в скульптурных позах монумента, вдруг зазвучал бравурный тухмановский «День Победы». Что же так лобово-то? И так ясно, что наступил мир, что окончился четырехлетний кошмар. И если бы над этим живым обелиском разлились всепобеждающие соловьиные переливы, неужели мы бы не поняли, что наступила новая жизнь, подаренная нам всем этими простыми солдатами? РЯДОВЫМИ.

Но все же за спектакль спасибо. Думаю, с этим согласны все зрители, открывшие вместе с актерами новый театральный сезон.

Александр ГУЗНИЩЕВ