Вечерний Северодвинск
Номер от 21 июля 2011 г.

Неофициально чрезвычайная ситуация
К дню выхода этого номера в свет ситуация с лесными пожарами, конечно, изменится. Благодаря погоде и людям. Или по их вине

А В ПЯТНИЦУ, 15 июля, на экстренном заседании комиссии по ЧС и обеспечению пожарной безопасности при администрации города решался вопрос о признании ее, ситуации, чрезвычайной.

В конце трудовой недели в окрестностях города горели 0,3 гектара леса в районе СНТ «Три сосны», вернее, уже безопасно тлели на уровне высохших корней деревьев. И полыхали в полную силу 75 гектаров в районе реки Карахта, от Онежского шоссе вглубь на два с половиной километра.

В час, когда заседала комиссия, пожар тушили в две смены по двенадцать часов 14 работников предприятия-лесопользователя, пятеро пожарных ПЧ-7 и четверо северодвинских спасателей. С пожарными ранцами и лопатами. Трактор, который был выделен для выполнения работ, практически простоял без пользы, так как тут же завяз бы в окружающих пожар болотах. Нужна была специальная техника, цистерны для подвоза воды, средства тушения и, конечно же, люди, вооруженные всем необходимым. Доложивший обстановку руководитель Северодвинского лесничества Геннадий Попков сказал точнее: человек 25-30.

Нужны, конечно, были «еще вчера», крайне желательно, чтобы «сегодня ночью». Но на заседании комиссии выяснилось, что помощь может прийти «только завтра». Предприятие «Звездочка» согласилось помочь двумя бригадами. Есть и «неорганизованные» энтузиасты. Как сказал начальник аварийно-спасательной службы, с десяток человек, позвонив в службу спасения, выразили готовность оказать помощь. Оставалось только решить вопрос с их подвозом, оснащением и питанием.

Почему ситуация с пожаром, начавшимся еще 11 июля, доведена до критического состояния, стороннему участнику заседания осталось непонятным. Комиссия констатировала результат: «Работы по тушению лесных пожаров на территории МО «Северодвинск» организованы филиалом ОАГУ «Архобллес» неудовлетворительно».

А решение о введении режима чрезвычайной ситуации на чрезвычайном заседании так и не было принято. Не из-за масштаба бедствия, а из-за его месторасположения. Дело в том, что горят гектары на территории государственного лесного фонда. И чем бы это ни грозило городу и его окрестностям, решение – догорело уже до ЧС или нет – может принимать только региональная власть.

С места события

Журналисты «Вечерки» Ильдар Хабибуллин и Павел Рашев стали очевидцами пожара:

- В районе Карахты мы углубились в лес больше чем на километр – из-за дыма практически нечем было дышать, земля раскалена, выгоревшие остовы деревьев в любой момент готовы обрушиться. Картина на пожарище жуткая: тысячи сгоревших деревьев, просека из золы и пепла. На ближайшие годы этот район – мертвая зона.

Ветер передумал…

Вечером 13 июля жителям деревни Солза грозила эвакуация. Но они об этом так и не узнали

ЕСЛИ помните, тогда поднялся сильный ветер. А еще в городе пахло дымом, звонки с вопросами «Что горит?» в спасательную службу поступали с разных его районов.

Горело и продолжает гореть у реки Карахта. В тот день к работающим на пожаре представителям предприятия-лесопользователя, арендующего этот участок у лесхоза, присоединились пожарные ПЧ-7, а к вечеру подъехал на помощь и весь личный состав спасателей. Не считая пяти человек, которые отправились в деревню Солза.

В 20.04 в службу поступил сигнал: верховой пожар идет в сторону деревни. Решено было на месте контролировать ситуацию, чтобы в случае необходимости незамедлительно принять решение об эвакуации жителей. Их самих заранее решили не беспокоить, тем более что была большая вероятность - на этот раз пронесет.

Существующий, по мнению многих, прямой договор Северодвинска с высшими силами (дружно стучим по дереву), к счастью, действует и в окрестностях города.

- За два часа ветер изменил свое направление на 100 градусов, повернув огонь обратно на пожарище, тем самым сбив его, - рассказывает начальник городской аварийно-спасательной службы Константин Окулов, - да и на самом деле от места пожара до деревни было достаточно далеко. Видимо, тот, кто передал сообщение, перестраховался.

Ну а если бы все-таки пришлось эвакуировать, как бы действовали?

- Обошли бы каждый дом, - отвечает Константин Григорьевич. - И вывели бы людей на безопасное место, в Солзе для этого достаточно перейти через железную дорогу.

Деревня, не ведая о грозившей опасности, уснула, а в лесу продолжалась работа.

- Очень тяжело работникам лесхоза, которые не первые сутки там работают, - говорит Окулов. - Сушь такая стоит, что по болоту идешь - хруст под ногами. И представьте, чего стоит полтора километра пройти по лесу, чтобы набрать в ранцевый огнетушитель 18 литров воды, вернуться, использовать ее за пятнадцать минут - и обратно.

Того бы, кто окурки бросает, туда, с ранцем, для профилактики пофигизма и эгоизма. Хотя в данном, разгоревшемся до таких масштабов пожаре человек не виноват. Очевидцы говорят, что начался он от разряда молнии, угодившей в линию электропередач.

А вот во всех случаях возгорания городских лесов, тушение которых входит в обязанность городской аварийно-спасательной службы, виновны люди. Случаев таких в нынешнем году потушено уже 16, когда за весь прошлый пожароопасный сезон их было всего пять.

Ольга ЛАРИОНОВА

Сорок девять очагов

По состоянию на 10.00 понедельника в Архангельской области зарегистрировано 49 лесных пожаров общей площадью в 5023,95 га, сообщает пресс-служба главного управления МЧС по Архангельской области.

Из них 31 – локализован. На тушении работает 574 человека, задействовано 79 единиц техники. В тушении пожаров в Приморском районе участвует авиация МЧС: за 14 вылетов на очаги огня вылито 1193 тонны воды. Также проводится авиаразведка.

Самая напряженная обстановка сложилась в Приморском и Плесецком районах: в каждом из них приходится бороться с 12 пожарами. По девять очагов – в Онежском и Холмогорском районах.

Всего с начала пожароопасного периода в области возникло 364 пожара на площади в 13234,15 га. Из них 119 пожаров начались вследствие грозовых разрядов. Причастность населения к возгораниям установлена в 141 случае.

Лес горит уже локализовано

К утру понедельника, 18 июля, пожар в районе реки Карахта был локализован благодаря усилиям 32 работников «Звездочки», бойцов ПЧ-7 и спасателей. Северодвинское лесничество благодарит их за помощь.

Локализован – не значит потушен. В данном случае даже наоборот: если в пятницу горели 75 га, то к утру понедельника площадь пожара составила 400 гектаров, из них 200 га – по болоту. Но огонь, как сказали специалисты, уже не представлял опасности, не распространялся дальше. В день подготовки этой информации происходило его дотушивание силами 20 человек - работников лесхоза и троих пожарных ПЧ-7.

Больше пожаров на территории, подведомственной Северодвинскому лесничеству, по данным на 18 июля, не было. В районе СНТ «Три сосны» с огнем удалось окончательно справиться к утру воскресенья.

В зоне свой ответственности - городских лесах в минувшие выходные аварийно-спасательная служба работала на двух очагах: в районе озера Новое и СНТ «Уйма», где с огнем пришлось бороться всю ночь.

В области, а значит и в нашем городе, продолжает действовать запрет на посещение лесов. Как сказали в лесничестве, созданы мобильные группы, которые следят за его исполнением. Составлено пять протоколов на горожан об административном правонарушении, наказание за которое – штраф от 300 до 1000 рублей.

Беда в лес чаще всего приходит по вине человека, ущерб от нее огромен. Будьте крайне осторожны в пожароопасный период. Это ведь ничего не стоит.