Завалинка
Номер от 20 июня 2008 г.

Как воспитывать мам
Давно подозревала, что не я воспитываю своего ребенка, а мой ребенок воспитывает меня. Мой шестилетний сын Женя в совершенстве владеет педагогическими приемами, которые, скажем, рекомендует родителям известный психолог В. Леви.

От игры до еды – один шаг

Начнем с еды. Никогда передо мной не стояла проблема, как накормить ребенка. Зато у моего ребенка всегда стояла проблема, как заставить занятую маму накормить себя.

Утро:

- Мама, вставай, я есть хочу.

- Отстань. (Я поздно легла, и мне совсем не хочется вставать).

- Мама, вставай, готовь завтрак!

- Ах, да поешь ты чего-нибудь, колбасы, сыру...

Ребенок взывает к моей совести: детей нужно по утрам кормить не колбасой, а кашей, ему нужно заниматься музыкой, а он еще не завтракал и т.д. и т.п. Ничего не помогает. Не повезло ребенку с мамой - трудная мама. Но есть хочется, и Женя подходит к делу творчески, он применяет отвлекающий маневр. Помните, как настойчиво советуют родителям: не командуйте ребенком в лоб, отвлекайте его, придумайте игру, в ходе которой он незаметно сделает все, что вы от него требуете.

- Мама, - кричит ребенок, - у нас наводнение!

С меня мгновенно слетает сон. Я выбегаю в коридор.

- Где вода?

Никакой воды не вижу.

- Мама, - кричит Женя в ужасе, - ты утонешь, ты стоишь прямо в воде: река разлилась. Ходить можно только по специальным мостикам. Я их построил.

По всей квартире проложены мостики из картонок. Я иду по мостикам в кухню варить кашу.

Один на прогулке

Будьте терпеливы со своим ребенком. Мой ребенок бесконечно терпелив со мной. Когда ему исполнилось четыре года, он начал приучать меня отпускать гулять его одного. Вот как он это сделал. Был теплый май. Окна открыты. Мы живем на первом этаже, можно выйти из окна прямо на улицу. У меня сидит ученик, с которым я занимаюсь английским языком.

- Мама, можно я буду играть по ту сторону окна? Мне там интереснее, а ты будешь видеть меня и не будешь волноваться.

Действительно: пусть играет по ту сторону окна.

- Мама, а можно я отойду в песочницу ненадолго и скоро приду и покажусь тебе, чтобы ты не нервничала?

- Хорошо, иди.

Постепенно ребенок удлинял свои прогулки в песочницу, и я сама не заметила, как он стал гулять самостоятельно по 2-3 часа.

Значит, я не безнадежна

Никогда не говорите ребенку, что он плохой, говорите, что он плохо поступил. Не ругайте и не наказывайте ребенка, когда он огорчен, ушибся, перед сном или после сна. Поцелуйте ребенка на ночь, обнимите, скажите что-нибудь ласковое. Я уложила ребенка спать, выключила свет.

- Мама, подожди, не уходи.

- У меня много работы.

- Посиди со мной. Только пять минут. Ведь за пять минут ты все равно не сделаешь всю работу. Вот молодец, а теперь возьми меня за руку, обними меня. Послушай, что я тебе скажу. Ты хорошая, ты очень хорошая, ты самая лучшая мама.

Я смущена:

- Но ведь я кричала на тебя?..

- Ну, ничего, это бывает. Все равно ты хорошая. И может, завтра у тебя получится не кричать на меня.

Значит, я не безнадежна.

Зайка моя, я твой зайчик

Ребенку не должно быть скучно. Играйте с ним. Поменяйтесь ролями, придумайте другие роли. Мой ребенок постоянно играет со мной. Я не знаю, кем я утром проснусь: лисой, белочкой, Снегурочкой, новорожденным младенцем, собачкой. Я не знаю, где я проснусь: в машине, поезде, ракете, на острове, в дремучем лесу. Я не знаю, кого я обнаружу утром вместо ребенка: зайца, медведя, мотогонщика.

Вчера я проснулась почему-то ветераном войны, и меня на специальной машине, окруженную почетом и уважением, в сопровождении духового оркестра отвезли на кухню готовить завтрак. За завтраком мой шестилетний сын пытался есть без вилки и ложки и подбивал на это меня, потому что мы превратились в собачек. Не слишком ли много для закоснелой психики взрослого?

Нет, наверное, я все-таки не умею воспитывать ребенка. А иногда подумаю: может быть, это не так плохо, когда он воспитывает меня?

А. Иванова (заметка вырезана из «Литературной газеты», прислала Л. Никифорова, г. Архангельск)