Издательский дом "Северная неделя" в настоящее время издает 20 газет общим недельным тиражом 679.204 экз.



Подпишись на наши газеты, не выходя из дома

Подать рекламу в газеты ИД Северная неделя

 • QR-код


 • Читать
  все комментарии

 • Архив
  новостей


 • Акция
  «Вечёрки»:
  «Победим на поле
  брани!»



 • Об издательстве
 • Наши газеты
 • Страницы
  гражданских
  журналистов

  

 • Бесплатные
   объявления

 • Реклама
 • Контакты



Вторник, 30 апреля 2024 г.  ДомойПоискНаписать письмоДобавить в избранное
Корабельная сторона
Номер от 9 декабря 2002 г.
Смотреть весь номер Корабельная сторона от 9 декабря 2002 г. :: Архив газеты «Корабельная сторона»

Глубинный свет «Лазурита»

Версия для печатиОтправить статью другу
От Нижнего Новгорода далеко до морей, но именно его конструкторы и корабелы создают уникальные средства спасения человека в океане

Для специалистов кораблестроения не новость, а для большинства обывателей все же в диковинку, что в поволжском городе Центральной России еще до Великой Отечественной строили дизельные подводные лодки, а с шестидесятых годов и вплоть до недавнего времени создавали еще и атомные, причем по своим же проектам, которые разрабатывались специалистами из горьковского ЦКБ «Лазурит». Сегодня наш гость - заместитель главного конструктора нижегородского ОАО «ЦКБ «Лазурит» по специализации Александр Валентинович ПОЧЕКАЕВ.

ВИЗИТНАЯ карточка ЦКБ такова. Создали бюро в 1953 году на базе конструкторского отдела горьковского завода «Красное Сормово». Сначала его специалистам поручили разработать модернизацию дизельной подлодки, построенной на другом предприятии, а затем предложили самим спроектировать большую океанскую подлодку с улучшенными мореходными качествами. И эту задачу горьковчане решили успешно. Затем коллектив бюро много работал над проектами подлодок, несущих крылатые ракеты, над проблемой применения так называемых нетрадиционных источников электроэнергии на подводных кораблях. Наконец, пришло время создавать проекты АПЛ, в том числе и с титановыми корпусами. При этом атомные подлодки горьковчан отличались удачной компоновкой и высокой надежностью: статистики утверждают, что и на сегодняшний день именно на сормовских АПЛ зарегистрировано наименьшее количество аварий. Более того, «Лазурит» спроектировал целое семейство глубоководных аппаратов различного назначения. Однако конструкторы ЦКБ не только создавали проекты подводных кораблей, но параллельно решали и задачи «экстренного порядка»: как помочь попавшим в беду морякам.

- Александр Валентинович, в названии вашей должности присутствует слово «специализация». Давайте о ней и поговорим, то есть о «Лазурите» - творце глубоководных исследовательских аппаратов, спасательных подлодок, других аварийно-спасательных средств.

- В отечественной судостроительной отрасли наш «Лазурит» действительно считается головной организацией, которая работает в этом направлении. Специализация была закреплена за ЦКБ еще во времена Судпрома. За нами же оставлена и координация по проектированию подобных аппаратов в России. К тому же мы являемся разработчиками нормативной базы по спасательным и ряду других устройств подлодок и, можно сказать, определяем «правила игры» другим проектантам. У нас есть методики испытаний ряда аварийно-спасательных устройств и, конечно, большой опыт, ведь проектированием поисково-спасательных комплексов «Лазурит» занимается с начала шестидесятых.

- Многое сейчас, тем более в сфере спасательной службы на море, рассматривается и даже оценивается через призму трагедии АПЛ «Курск». Ваши люди работали на месте катастрофы?

- Да, в спасательной операции в Баренцевом море участвовал наш подводный аппарат «Бестер», и наши специалисты, естественно, выезжали на место...

- Если не ошибаюсь, именно «Бестер» тогда смог «сесть» на комингс-площадку погибшего корабля и даже к ней «присосаться»...

- Это действительно так. Но справедливости ради нужно пояснить: английских спасателей тогда постигла неудача не потому, что их аппарат оказался плохим. Они не могли пристыковаться к люку из-за различий в стыковочных узлах советских и английских лодок.

Что касается «Бестера». В те дни много говорилось о том, что российские спасатели якобы не способны выполнять свои задачи, мол, и техника у нас уступает западным аналогам. Ничего подобного. Наша техника уникальна, во всяком случае не хуже. Наш аппарат тогда «сел» на комингс-площадку спасательной камеры «Курска», но осушить пространство для работы акванавтов у входного люка было просто невозможно: из-за внешних деформаций и повреждений внутри корпуса аварийной подлодки насосы «Бестера» практически «перекачивали море».

- Помнится, прежний руководитель «Лазурита» Станислав Александрович Лавковский в самом начале девяностых с горечью сетовал, что даже трагедия АПЛ «Комсомолец» никоим образом не подвигла наши государственные структуры к пониманию значения и проблем поисково-спасательной службы. А трагедия «Курска» - заставила ли она предпринять меры к тому, чтобы помочь максимально бедствующим на море?

- Сначала о том, что касается «Комсомольца», вернее, последствий его катастрофы в Норвежском море. По итогам расследования намечалось сделать очень многое. По крайней мере, в одном только плане мероприятий по совершенствованию средств связи и спасения личного состава насчитывалось около ста пунктов. Однако на практике реализован был лишь один, тот, что касался систем автоматической отдачи спасательных плотов. Вот им наш «Лазурит», в частности, и занимался. В результате такое устройство, и вы об этом уже подробно писали, впервые было смонтировано на АПЛ «Гепард». На этом конструкторы не остановились, и уникальный проект сегодня все более совершенствуется.

Теперь история с «Курском». Без последствий она просто не могла остаться. Решений тоже принято много. Но, во-первых, подводить итоги еще рано. К тому же, за всех говорить я не могу, но в меру своей компетенции отвечу: кое-что уже делается.

Возьмем хотя бы неудачу англичан, о которой мы говорили. Она дала толчок к тому, чтобы моряки и специалисты задумались об адаптации российских стандартов аварийно-спасательных средств к стандартам натовским. В частности, сегодня перед проектантами уже ставится конкретная цель: сделать так, чтобы к лодочным люкам в случае аварии могли пристыковаться как российские, так и натовские спасатели. Поверьте, это большое дело: человеческие жизни стоят того.

- «Бестер» - единственный подобный аппарат на вооружении наших спасателей или же их целая серия?

- К сожалению, пока он существует в единственном числе, и сегодня его, кстати, уже модернизируют. Второй аналогичный аппарат начинали строить на «Красном Сормове», но так и не достроили: корпус и сегодня стоит на стапеле. Насколько мне известно, работы на нем не ведутся: нет финансирования.

- В числе целой серии уникальных разработок «Лазурита» были еще и две спасательные подлодки проекта 940 , корабли типа «Ленок», которым не было аналогов в мире. Что-то известно об их судьбе?

- Обе они, как североморская лодка, так и тихоокеанская, уже списаны. Причем на Дальнем Востоке корабль, который дважды в критической ситуации успешно спасал моряков (я имею в виду аварии с затонувшими лодками С-178 и К-429), списали из-за того, что не нашлось денег на поддержание его в строю.

- Но корабли, как и прежде, продолжают ходить в море, а море - стихия жестокая, и, как ни печально, время от времени возникает необходимость в спасении экипажей подлодок. Что-то планируется или готовится на смену «Ленкам»?

- О проектировании, тем более о строительстве кораблей, которые бы смогли прийти им на смену, сегодня речь не идет. Можно сказать, пока только вносятся новые предложения по созданию подобных подлодок-спасателей. И «Лазурит», к слову, в числе тех, кто это делает. Здесь нужно пояснить: есть, например, такой фундаментальный документ, как концепция живучести. Он утвержден главкомом ВМФ. Условно говоря, в нем сформулированы главные требования по обеспечению живучести для тех, кто создает новый корабль. Что же касается спасения личного состава или экипажа, то аналогичной концепции пока нет, она не утверждена, ее разрабатывают, и специалисты «Лазурита» уже высказали свой вариант ее. Будем надеяться, что документ этот в скором времени все же примут, и он будет действовать. Не решив вопросы концептуального порядка, браться за конкретные проекты новых спасательных средств бессмысленно.

- Александр Валентинович, мы все сегодня стоим перед свершившимся фактом: итог «реформирования» флота свелся к его уничтожению. Естественно, что предприятиям и организациям, создававшим для него корабли, сегодня тоже приходится выживать. Как «Лазурит» пережил «смутное время» России девяностых?

- Когда в самом начале девяностых заговорили о конверсии, Минсудпром поручил «Лазуриту», можно сказать, целое направление «гражданского» производства. Министерство, ведавшее выпуском машин для пищевой промышленности, к тому времени уже развалилось, и его функции как бы распределили по другим ведомствам. Нам, в частности, досталась... крупяная промышленность. Так что работали и над ее техническими проблемами. В результате организовали производство интересных образцов оборудования, которыми заинтересовались даже зарубежные фирмы.

Но если говорить о серьезных проектах, то это, конечно, те работы, которые как бы шли по нашему основному профилю, тем более в «Лазурите» имелся большой опыт по изделиям так называемого двойного назначения. В частности, в ходе проектирования спасательных аппаратов мы изучили многие вопросы медико-биологических проблем, связанных с пребыванием человека под повышенным давлением. Используя эти наработки, наши конструкторы создали серию лечебных барокамер, появился единственный в своем роде автономный и мобильный баромедицинский комплекс на базе автомашины КамАЗ. Был разработан проект прогулочной подводной лодки с боковыми стенами корпуса из высокопрочного стекла, что создавало прекрасные возможности для наблюдения за жизнью океана.

Но лично я выделил бы нашу работу с «Газпромом». Специалисты ЦКБ, занимаясь по тематике нефте- и газодобычи, проектировали для «Газпрома» ряд судов вспомогательного флота: хопперы, трубоукладчики, был интересный проект судна для ведения ремонтов на подводных трубопроводах.

- Сегодня известное в нашем ВПК название ЦКБ «Лазурит» соседствует с аббревиатурой ОАО - открытое акционерное общество. Довольно редкий случай в российской «оборонке».

- Наш «Лазурит», действительно, стал открытым акционерным обществом. Сделано это было в свое время с разрешения Минсудпрома, и стало важным моментом в истории бюро. Кратко скажу так: благодаря мудрости нашего руководителя Николая Иосифовича Кваши удалось главное - консолидировать пакет акций, которые принадлежали коллективу «Лазурита» и его акционерам. Это и спасло наше ЦКБ, теперь - ОАО «ЦКБ «Лазурит».

- А был иной вариант?

- Конечно, и за примером далеко ходить не надо. На «Красном Сормове» акции сумели скупить люди со стороны, и теперь они распоряжаются заводом по своему усмотрению, со всеми вытекающими последствиями для его работников.

- Преимущества своего акционирования уже ощутили?

- Федеральные унитарные предприятия, работающие на оборону, по-прежнему остаются в прямой зависимости от государственного оборонного заказа, а он в России, сами знаете, какой: с такими крохами почти невозможно выжить. С другой стороны, решение акционироваться, конечно, потребовало и ответственности, ведь риск оказаться вообще без работы тоже был. Не скрою, коллективу пришлось пройти через болезненную процедуру сокращения кадров, но в конце концов он стал очень мобильным. Сегодня мы участвуем во всех без исключения конкурсах, где присутствуют наши направления, в честном, открытом соревновании выигрываем тендеры. Не сочтите за нескромность, но «Лазурит» готов к выполнению любых заказов, в том числе и по проектированию атомных подлодок. Другой вопрос, что заказов на АПЛ нет.

Беседовал Олег ХИМАНЫЧ



Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!

Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта


  




Комментарии:


Содержание номера

Экономика   Военный объект теперь очень доступен  |  За квотами – очередь  |
Политика   Спорная поправка  |
Мир   Новый командир «Оклахомы»  |  Скоро договоримся до продажи Индии АПЛ?  |  На морских широтах  |  Информация с верфей  |  Иранцы таранили американцев  |
Северодвинск   Поднят флаг на «Нарьян-Маре»  |  Звездные гости Севмаша  |  Алмаз не терпит суеты  |  Прочнее паковых льдов  |
Россия   Пожар на «Адмирале Лазареве»  |  Ледоколы: продление ресурса  |  Глубинный свет «Лазурита»  |  Советы постороннего  |
Общество   За запахом тайги и наваги  |  И зимой нашлась работа  |



Поиск по сайту

  

Альтернативный поиск по сайту



Главная тема
А вы, «Ясень», останьтесь…
  Планы по сдаче ВМФ АПЛ «Северодвинск» пересмотрены
Новости
 Самый добрый правозащитник    // 9 декабря, 09:32
Декабрь 2002
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          
Смотреть архив полностью

Реклама

Только в печатной версии!

Северная Теленеделя
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!

Бабьи хлопоты

Раскраска








Аудитория
нашего сайта:


Подписка

Email:    


 
«Горячая линия» для клиентов
(8-8184) 56-97-88

Сайт для женщин Дамское счастье

Яндекс.Метрика
© ООО "Издательство "Северная неделя", 2001-2010. Авторские права на код, содержание, графические элементы сайта защищены.
Использование материалов сайта разрешено только интернет-изданиям c указанием прямой гиперссылки на ту страницу сайта www.vdvsn.ru, которая цитируется. По вопросам републикации материалов в печатных изданиях обращайтесь на www.vdvsn.ru@gmail.com
Реклама в газетах: reklamsn@atnet.ru. Веб-редактор (реклама на сайте.): www.vdvsn.ru@gmail.com