Издательский дом "Северная неделя" в настоящее время издает 20 газет общим недельным тиражом 679.204 экз.



Подпишись на наши газеты, не выходя из дома

Подать рекламу в газеты ИД Северная неделя

 • QR-код


 • Читать
  все комментарии

 • Архив
  новостей


 • Акция
  «Вечёрки»:
  «Победим на поле
  брани!»



 • Об издательстве
 • Наши газеты
 • Страницы
  гражданских
  журналистов

  

 • Бесплатные
   объявления

 • Реклама
 • Контакты



Понедельник, 29 апреля 2024 г.  ДомойПоискНаписать письмоДобавить в избранное
Корабельная сторона
Номер от 19 мая 2003 г.
Смотреть весь номер Корабельная сторона от 19 мая 2003 г. :: Архив газеты «Корабельная сторона»

На честном слове и на одном крыле

Версия для печатиОтправить статью другу
Особенности тихоокеанского ленд-лиза

Касаясь закона о ленд-лизе, принятого конгрессом США 11 марта 1941 года, хотелось бы особо отметить роль тихоокеанских линий коммуникаций. Здесь не было ни конвойных операций, памятных нам по битве за Атлантику, ни ярких боевых эпизодов, характерных для арктических союзных конвоев. Здесь вообще не было конвоев. Тем не менее, почти половина всех грузов ленд-лиза проследовала в СССР именно этим путем.

ПЕРЕВОЗКИ осуществлялись «капельным методом» - одиночными транспортами, причем исключительно под советским флагом. Это вполне понятно, так как Советский Союз до 8 августа 1945 года был нейтральным в конфликте на тихоокеанском театре военных действий. Что, однако, не помешало японцам 178 раз задерживать советские суда на сроки от нескольких часов до месяцев. А подводная лодка Л-16 и 27 наших судов погибли при различных обстоятельствах. Как это ни прискорбно, но семь из них остаются на совести американских подводников.

Образовался даже так называемый клуб командиров американских субмарин, потопивших русские суда (Сlay Blair - jr. Silent Victory: The US Submarine War Against Japan. P.864).

Американцы топят русских

Результаты «достижений» американцев на этом поприще таковы:

1. 1.05.1942 года. Восточно-Китайское море вблизи Цусимского пролива. Потоплен пароход «Ангарстрой» ДВГМП. Человеческих жертв нет. ПЛ SS-210 «Grenadier». Командир - Лент.

2. 16.02.1943 года. Район к востоку от о. Кюсю. Потоплен пароход «Кола» ДВГМП. Погибли 69 человек. ПЛ SS-276 «Sawfish». Командир - Юджин Сэндз.

3. 17.02.1943 года. Район к востоку от о.Кюсю. Потоплен пароход «Ильмень» ДВГМП. Погибли 7 человек. ПЛ SS-276 «Sawfish». Командир - Юджин Сэндз.

4. 9.07.1943 года. В Японском море к западу от о. Хоккайдо потоплен рыболовный сейнер №20 Главвостокрыбпрома. Погибли 2 человека. ПЛ SS-178 «Permit». Командир - Мун Чеппл.

5. 3.03.1944 года. В Охотском море к западу от о. Итуруп потоплен пароход «Белоруссия» ДВГМП. Погибли 48 человек. ПЛ SS-381 «Sandlance». Командир - Малкольм Гаррисон.

6. 6.07.1944 года. В Охотском море у западного побережья Камчатки потоплен пароход «Обь» ДВГМП. Погибли 14 человек. ПЛ SS-281 «Sunfish». Командир - Шилби.

7.13.06.1945 года. В Японском море к западу от пролива Лаперуза потоплен пароход «Трансбалт» ДВГМП. Погибли 5 человек. ПЛ SS-411 «Spadefish». Командир - Вильям Гермерсхаузен.

Впервые о причастности американской подводной лодки к гибели советского судна упоминается в сноске к посланию Рузвельта Сталину, полученному 16.07.1943 года, где написано, что американская ПЛ «Пермит» в районе Алеутских островов потопила советский траулер, 2 члена команды убиты, остальные подобраны американцами. В своем послании президент США сожалеет о случившемся и обещает не допускать подобного впредь...

По данным справочника «Суда ММФ СССР, погибшие в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.», на Тихом океане погибло 23 судна Морфлота, из которых 14 - в результате враждебных действий. Людские потери составили 242 человека, из них 145 - на судах, потопленных американскими субмаринами. Разумеется, все эти потопления не больше чем случайность, которые сплошь и рядом встречаются на войне. Ведь зачастую объектами ударов становятся не только корабли и самолеты союзников, но и свои собственные. Чаще всего из-за ошибок во взаимодействии, реже по элементарной халатности. Разве думал пилот советского торпедоносца, атакуя 21 сентября 1944 года подлодку, стоявшую без хода на поверхности, что это гвардейская Щ-402? Наверняка нет. Мог ли подозревать и её командир - капитан 3 ранга А.И. Каутский, наблюдая подлетающий советский самолет, что через мгновение его корабль навсегда останется в истории последней погибшей на войне подлодкой Северного флота...

23 января 1945 года американская ПЛ SS-217 «Guardfish» (командир - Хаммонд) атаковала и успешно потопила свое спасательное судно «Extractor», приняв его в сумерках за японскую субмарину. Решающей ошибкой стало то, что за день до гибели судна там не смогли расшифровать телеграмму, предписывающую ему возвратиться в базу. Боясь нарушить радиомолчание запросом, командир «спасателя» продолжал вести корабль навстречу гибели - в район действия ПЛ.

Так что, учитывая размах боевых действий на Тихом океане, наши потери вряд ли превышают допустимые пределы. Всего в «дальневосточной транспортной эпопее» приняло участие около 300 судов ДВГМП (Дальневосточного государственного морского пароходства) и «Дальстроя» НКВД, имевшего, кстати сказать, не только свои суда, но и целые порты. Что до дальневосточных портов, то один лишь порт Владивосток за годы войны обработал вдвое больше грузов, чем Архангельск и Мурманск вместе взятые.

Потери союзников по доставке военных грузов в СССР оказались гораздо выше и уже хотя бы по этой причине достойны того, чтобы люди помнили об этих жертвах - тысячах торговых и военных моряков, отдавших жизнь за достижение общей победы.

Конвои Дальнего Востока

Ленд-лиз стал по сути своей вторым фронтом, открытым практически сразу же после нападения Германии на СССР. И если первый арктический конвой «Дервиш» или PQ-00 прибыл в Архангельск в августе 1941-го, то первые военные грузы из США отправились в СССР через Тихий океан уже в июне, то есть за год до подписания «Соглашения между правительствами СССР и США о принципах, применимых к взаимной помощи в ведении войны против агрессии», больше известного нам, как Соглашение о ленд-лизе. Всего же за годы войны из США и Британии в Советский Союз было доставлено: 22195 самолетов, 12700 танков, 376000 грузовиков, флот из более чем 500 боевых кораблей (преимущественно небольших: фрегатов, тральщиков и катеров), 51503 джипа, 15 млн пар солдатской обуви, около 2 тысяч локомотивов, 11 тысяч вагонов, около 3 млн тонн авиационного бензина, а также масса других не менее полезных материалов.

Говоря о Тихом океане, стоит упомянуть, что по ленд-лизу только Дальневосточное морское пароходство получило 128 судов, имея к началу войны 85 собственных (ДВМП 1880-1980, с. 194). За сухими цифрами трудно углядеть истинную значимость поставок, объем которых лучше соотнести с тем, что произвела за этот же период отечественная промышленность. К примеру, каждый четвертый бомбардировщик и пятый истребитель в составе ВВС Красной Армии и Флота поступили от союзников. Что касается средств радиолокации и гидроакустики, то до ленд-лизовских поставок они находились на нашем флоте просто в зачаточном состоянии. Наконец, четвертую часть от всех грузов составило продовольствие. Можно возразить, что та самая тушенка, известная у нас под ироническим названием «второй фронт», не поставлялась в американскую армию по санитарным параметрам, но это уже дело американцев. У нас ее ели за милую душу и по окончании войны. Отдельной темой представляется история производства и сбора всех ленд-лизовских грузов, прежде чем они оказывались в трюмах союзных транспортов и танкеров. Это была поистине грандиозная операция по решению задач логистики - науки, позволившей все эти грузы произвести и доставить по назначению, причем в условиях активного противодействия врага. Чего, к примеру, стоит один лишь факт, что, несмотря на оккупацию Малайи японцами, оттуда всю войну бесперебойно продолжал поступать в США каучук, из которого делали шины для автомобилей, в том числе предназначенных для СССР.

Общая сумма поставок только из США превысила 11 млрд долларов. В эту цифру не входят поставки, произведенные по бартеру, за наличный расчет, в дар от общественных организаций, в счет раздела трофеев и т.п. Видимо, к трофеям следует отнести и американские самолеты, конфискованные после вынужденной посадки на Дальнем Востоке. Многие из них впоследствии успешно летали в наших частях. Но особой удачей стало «поступление» самых современных тяжелых бомбардировщиков Б-29 «Суперфортресс», известных нам по атомным бомбардировкам Хиросимы и Нагасаки, которые, конечно же, не значились в плановых поставках. Первый из них совершил вынужденную посадку 29 июля 1944 года в Приморье на аэродроме Тихоокеанского флота в Воздвиженке. Когда американцам объявили, что они интернированы, первое, что они заявили, с изрядной долей злорадства, что русским никогда не взлететь на их самолете. Наивные люди, не знавшие таких рычагов, как «надо» или «если Родина прикажет». Еще два целехоньких Б-29 сели в Воздвиженке 11 и 21 ноября 1944-го. 3 января 1945 года их экипажи, вместе с ранее прибывшими, выехали из Ташкента в Тегеран для возвращения на родину уже отработанным путем, доведя общее число прошедших его до 292. Тем временем советский летчик Соломон Рейдель поднял первый из «суперфортрессов» и посадил его на аэродроме Измайлово под Москвой. По приказу Сталина КБ Туполева в кратчайший срок создало отечественный стратегический бомбардировщик, получивший название Ту-4. Его сходство с заокеанским собратом было практически абсолютным. Наверное, поэтому назначение некоторых технологических отверстий конструкторы самолета не в состоянии объяснить и по сей день...

Вскоре после победы пути союзников разошлись. Началась «холодная война», в ходе которой обе стороны сделали использование технических достижений противника повседневной практикой, но добывались они уже несколько иначе.

Сергей АПРЕЛЕВ, капитан 1 ранга



Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!

Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта


  




Комментарии:


Содержание номера

Экономика   Рынок труда под контролем  |  Едем дальше, но платим меньше...  |
Мир   Новости из портов  |  На честном слове и на одном крыле  |  «Scorpene»: ход слоном  |  На морских широтах  |  Русские летают над морями  |
Северодвинск   Под парусом юбилея  |  Вдовья подлодка по имени «Месть»  |  Именной корабль города Котласа  |  С борта АПЛ «Казань» - в столицу Татарстана  |  На колеснике подняли пар  |
Россия   Слава Балтийскому флоту!  |  Была ли подлодка?  |  «СП–32» дрейфует на деньги спонсоров  |  Информация с верфей  |  Лазейки для обмана  |  Россия выступает за мирный Каспий  |
Общество   Писатель Маринина против маринистов?  |  Во всех попытках были лучшими  |  Не вешать нос, гардемарины!  |  Рыбаки судятся и выигрывают  |  «Свирь» возьмет на борт медиков  |  Наше «Сияние» вернулось из Англии  |



Поиск по сайту

  

Альтернативный поиск по сайту



Главная тема
А вы, «Ясень», останьтесь…
  Планы по сдаче ВМФ АПЛ «Северодвинск» пересмотрены
Новости
 Самый добрый правозащитник    // 9 декабря, 09:32
Май 2003
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31  
Смотреть архив полностью

Реклама

Только в печатной версии!

Северная Теленеделя
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!

Бабьи хлопоты

Раскраска








Аудитория
нашего сайта:


Подписка

Email:    


 
«Горячая линия» для клиентов
(8-8184) 56-97-88

Сайт для женщин Дамское счастье

Яндекс.Метрика
© ООО "Издательство "Северная неделя", 2001-2010. Авторские права на код, содержание, графические элементы сайта защищены.
Использование материалов сайта разрешено только интернет-изданиям c указанием прямой гиперссылки на ту страницу сайта www.vdvsn.ru, которая цитируется. По вопросам републикации материалов в печатных изданиях обращайтесь на www.vdvsn.ru@gmail.com
Реклама в газетах: reklamsn@atnet.ru. Веб-редактор (реклама на сайте.): www.vdvsn.ru@gmail.com