Издательский дом "Северная неделя" в настоящее время издает 20 газет общим недельным тиражом 679.204 экз.



Подпишись на наши газеты, не выходя из дома

Подать рекламу в газеты ИД Северная неделя

 • QR-код


 • Читать
  все комментарии

 • Архив
  новостей


 • Акция
  «Вечёрки»:
  «Победим на поле
  брани!»



 • Об издательстве
 • Наши газеты
 • Страницы
  гражданских
  журналистов

  

 • Бесплатные
   объявления

 • Реклама
 • Контакты



Суббота, 27 апреля 2024 г.  ДомойПоискНаписать письмоДобавить в избранное
Корабельная сторона
Номер от 16 февраля 2004 г.
Смотреть весь номер Корабельная сторона от 16 февраля 2004 г. :: Архив газеты «Корабельная сторона»

«Санта-Мария» Владимира Сладкова

Версия для печатиОтправить статью другу
Самый старый теплоход на Белом море показывает чудеса выносливости и рентабельности

В один из октябрьских дней прошлого года мы перезванивались с директором Лайского дока В.Н. Бойко. Разговор был о делах текущих. «Больших заказов нет, все по мелочи, - посетовал тогда Василий Николаевич, - вот будем доковать небольшой «пароходик» 1912 года постройки, Англия...» Я решил, что ослышался: «Какого, говорите, года?» - «Девятьсот двенадцатого, - повторил Бойко и добавил, - приезжайте, посмотрите сами...»

ВСЕ СТАРЫЕ суда и корабли Белого моря в моем архиве взяты на особый учет. Тех, что относятся к довоенной постройке, едва ли наберется два десятка. К тому же,большинство из них практически уже не ходят, и переведены в так называемые «стоечные суда», служат отопителями, дебаркадерами или же несамоходными плавучими средствами иного рода. Так это довоенная постройка. Здесь же речь шла о ходовом судне с дореволюционным прошлым! Не верилось. Не может быть! Наверное, Василий Николаевич что-то напутал. С Владимиром Ларионовым мы наскоро собрались и поехали в Лайский док.

Об английской родословной

Первое, что мы увидели, поначалу укрепило мои сомнения. На водной глади дока, уже прихваченной первым ледком, накренясь, стояло небольшое судно, внешним видом более всего напоминавшее самоходную шаланду или плашкоут, каких еще недавно и немало работало в Усть-Двинье. Но затем, когда мы подошли поближе, убедились: и в самом деле, очень старая архитектура корпуса. А вот надстройку и палубный кран такими никак нельзя было назвать. Глубокий изящный подзор кормы, широченное, по сегодняшним меркам, перо руля. Поразила и форма носа, особенно прямой форштевень. Такие и в самом деле были у грузовых судов начала прошлого века и даже военных кораблей Первой мировой. На фальшборте надпись - АРМП-301. Этой аббревиатурой помечали суда Архангельского речного-морского порта.

Мы сделали несколько снимков, пока рабочие занимались перешвартовкой. Отвлекать их своими расспросами не стали. Вернувшись, я сразу же стал наводить справки. Оказалось, теплоход АРМП-301 знаком очень многим как небольшой каботажник, который очень долго работал сначала в Архангельском порту, затем якобы был продан в частные руки. Но при этом все мои собеседники впервые слышали о его английской родословной. Тогда же я поднял и свой архив, с удивлением обнаружив, что, появляясь на акватории Архангельска, АРМП-301 «попадался» и в объектив моего фотоаппарата. Правда, тогда, в 1995-м, мне и в голову не пришло, что у судна такой солидный возраст и необычное происхождение.

Поиски привели в Регистр. Там и назвали имя нынешнего владельца теплохода - Сладков Владимир Иванович - и добавили - он ваш, северодвинский.

Судовладелец из «Венавю»

Владимир Иванович Сладков, руководитель ООО «Венавю», на нашу просьбу о встрече откликнулся сразу. Похоже, его и самого немало интересовала история судна. Выяснилось, под началом этого энергичного предпринимателя из Северодвинска не только АРМП-301, а еще два небольших судна. С компанией «Кьюнард» или «Евро силайн» не сравнить, конечно, но назвать Владимира Ивановича судовладельцем, безусловно, можно. Еще точнее будет причислить его к тем, чьими усилиями сегодня на Белом море возрождаются частные грузовые и пассажирские перевозки. Инженер-механик Сладков свою корабельную специализацию получил в Севастополе, в Северодвинске с 1976 года. Работал в службе ОТК Севмаша. С 1991 года - предприниматель.

Мы встретились, и Сладков повез нас показывать свой флот. Флот численностью в три единицы зимовал на острове Чайка. Пока ехали, Владимир Иванович рассказывал. Его предприятие занялось грузоперевозками по Белому морю относительно недавно. АРМП-301 они приобрели у таких же частников. Отработали уже две навигации. Главным образом, возили грузы из Северодвинска на Соловки. Основными заказчиками были местный музей, островная администрация. Получалось четыре ходки в месяц. А ходили с самой весны и впритык к ледоставу. Теплоход небольшой, может взять 126 тонн груза, но обычно брали тонн 80 - в самый раз. Машина в 150 л.с. дает судну ход 6-7 узлов. Для пассажиров - очень медленно, а грузу крейсерской скоростью спешить, в общем-то, некуда. Скромный по габаритам, АРМП-301 морскую волну, конечно, чувствует. Экипаж из четырех человек. Капитанит на судне Анатолий Михайлович Лапуденко - из бывших военных. Он в крепкий шторм зря судьбу не испытывает. Однажды, правда, попали под волну в 5 баллов, но старый теплоход держался молодцом.

Плюсы английского консерватизма

Безлюдный пирс на берегу Никольского рукава занесло снегом. АРМП-301 мы узнали сразу. Теплоход, погрузился в зимнюю спячку, привалившись бортом к причалу. Слева от него в такой же дреме коротали время речной грузовой теплоходик «Улан-Удэ» и небольшая самоходная баржа - из тех, что военные используют для форсирования водных преград. Суда такого типа обычно берут на борт танк или пару БМП, отделение десантников. На «гражданке» это вполне мореходные суда, экономичные на прибрежных перевозках. В отношении «десантника» Владимир Иванович сказал, что средства на его приобретение заработал АРМП-301, и затем добавил: «Сегодня это, наверное, самое рентабельное на Белом море судно. Судите сами, за два года окупил себя, «оплатил» свое докование, а это операция не из дешевых, еще и прибыль осталась». Вот тебе и «дедушка Российского флота» английской постройки!

Металл от Армстронга

По «импровизированному» трапу, которым послужили доски, мы перебрались на борт старого судна. Увидеть что-то особенное, по правде говоря, и не надеялись: ясно, что теплоход был «законвертован» под многомесячную стоянку. В надстройке умилили крылья мостика, на которых в лучшем случае может разместиться только один вахтенный, а в рубке - «родной» штурвал бывшего английского парохода, отполированный моряцкими ладонями. В носовой части располагаются жилые помещения. Побывали и там, удивляясь высоченным подволокам и узенькому проходу между каютами. В каютах витал запах стылого металла. На палубе ощущалась то ли теснота, то ли некая миниатюрность. По игрушечному воспринимался и низенький фальшборт, и леерные ограждения. Брашпиль тоже хотелось назвать брашпильком.

- Корпусной металл на баке с 1912 года не меняли, даже не красили поверх, - не без восхищения сказал Владимир Иванович, - И, представляете, ржавчины нет, она такое железо не берет. Умели строить англичане!

- Что же вы хотите, Владимир Иванович, британские верфи с халтурной сталью дел не имеют. Это у них вековая профессиональная традиция. России не мешало бы поучиться английскому «консерватизму»...

Метрах в двадцати от АРМП-301, лежа прогнившим брюхом на заснеженном берегу, ожидала своей очереди на разрезку железная баржа советской постройки, возрастом лет 25, не более.

Он мог быть «Кларой Цеткин»

Каким же образом мог оказаться, если так можно сказать, «раритетный пароход» на нашем Севере? Вариантов здесь немного. Иные строили догадки: уж не пришел ли он в войну с караванами ленд-лиза? Эту версию мы отбросили сразу. Суда столь малого водоизмещения в состав конвоев не включались. К тому же, сегодня известны все участники союзных караванов. АРМП-301 «не походит» ни на кого из них. Можно предположить другое: судно еще до войны где-нибудь в наших водах потерпело аварию, судовладелец от него отказался, а наши, восстановив, как и полагается по законам морской практики, затем взяли его под свой флаг. Таких случаев, к слову, было немало в 20-30-х.

- Правда или нет, но его прежнее, английское название, как я слышал, «Санта Мария», - говорил Сладков, - старики-поморы на побережье, как увидят наш теплоход, говорят: «Ага, «Санта-Мария», оказывается, еще жива...»

Но я в словах Владимира Ивановича тогда усомнился: «Скорее всего, это прозвище» и, как выяснилось, оказался прав.

Сотрудники Регистра предоставили нам технический сертификат АРМП-301, выписанный при первой регистрации судна 1 января 1913-го, еще в Глазго. Я бы сказал, это роскошный документ, сейчас таких нет - особая бумага, шрифты и рукописное письмо с вензелями, «The British Corporations for the Survey and Registry of Shipping. Established. 1890». Иными словами, сразу видна «английская порода». Читаем...

Судно со стальным корпусом, винтовое, танкер...На обороте, правда, отмечено: годится для перевозки сухих и скоропортящихся грузов. Регистрационный № 133088, наименование - «Innisnee». Строитель - верфь Jeffry Co, Alloa. Спущен на воду -12 сентября 1912 года. Владелец - The boating Motor Shipping Co. Glasgow. Судно классифицировано как каботажное и включено в списки судов прибрежного плавания.

Пока неясно, как и когда «Innisnee» оказался в Советском Союзе. Вероятно, еще до войны небольшое судно работало сначала на Балтике и служило под названием «Клара Цеткин». В 1939-м его включили в состав Архангельского технического флота, где заняли на подвозке топлива для работавшего на акватории земснаряда «Двина». В 1963-м на «Красной кузнице» его капитально отремонтировали и модернизировали: паровую машину заменили на дизель, поставили палубный кран и «скроили» новую ходовую рубку. Корпус в основном сохранился, в том числе клепаные его конструкции. Еще через четыре года судно оказалось в составе Архангельского речного-морского порта...

А вскоре выяснилось, что «Санта Марией» теплоход прозвал один из прежних его механиков. Прозвал в шутку, подчеркивая этим «древний» возраст теплохода: «Санта Марией» называлось одно из судов Колумба.

Каботаж, который бросили

Система традиционных грузопассажирских перевозок вдоль побережья Белого моря, а история их, к слову, насчитывает уже больше века, рухнула буквально в одночасье, как только страна погрузилась в пучину «дикого капитализма». Признаться, местный каботаж и в 80-е годы рентабельным не был, но если в ту пору государство выручало дотациями, то сейчас помогать поморам стало некому. Судоходные компании акционировались, убытки им были ни к чему, и брошенные на произвол морские перевозки буквально подорвали экономические и социальные устои поморов, живущих на побережье.

Первые суда и плавсредства предпринимателей были наперечет, зачастую без должных мореходных качеств, исчерпавшие свой ресурс, а потому имели немало проблем с Регистром. Сегодня частный флот, хотя и с трудом, но растет численно, находятся и те, кто готов вкладывать деньги в новострой.

- Планов у нас много, - говорит Сладков, - и не только по транспортным перевозкам. Вот «Улан-Удэ» - последнее наше приобретение. Раньше он ходил от Соломбалы до Патракеевки. У него ограниченный район плавания, вообще, он не для моря. Мы хотим переоборудовать его под плавучий завод по переработке морских водорослей и поставить на Летнем побережье, у Пушлахты. Здешние донные плантации хорошо известны. Специалисты нашу идею подводной добычи водорослей с последующей искусственной сушкой одобряют, проект в работе, ищем инвесторов.

Поинтересовались мы и перспективами АРМП-301: что ждет уникального долгожителя? Тем паче, стало известно, как «деловые ребята» из столицы, те, что «купи-продай», услышав про 1912 год постройки, сразу оживились: можно англичанам загнать как реликвию их, британского, судостроения.

- Нет, пусть он еще лет с пяток поработает, - улыбается Владимир Иванович.

Ненавижу, когда кораблям, судам и даже несамоходным плавсредствам вместо имени присваивают куцую аббревиатуру, да еще и с цифирью. Мне кажется, в такого рода «наречении» есть что-то узколобое и оскорбительное. Все эти «номерные» СР, СБ, МБ, БК, не говоря уже о ВТН, СФП, ТНТ или БСНН, не только откровенно подчеркивают невысокий ум и полет фантазии своих судовладельцев, а еще и демонстрируют отсутствие у них уважения к добрым морским традициям. Корабли достойны большего почтения.

Владимир Сладков, которому АРМП-301 достался от прежних хозяев, в принципе со мной согласился, и, может быть, вскоре переименует свой удивительный «пароход». К тому же, такая перерегистрация особых затрат не потребует. Тогда, возможно, британский долгожитель Белого моря не по прозвищу, а по документам станет «Санта Марией». И в самом деле красивое имя, и не с потолка взято, а из «легенд» нашего недавнего прошлого.

Олег ХИМАНЫЧ



Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!

Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта


  




Комментарии:


Содержание номера

Культура   Старпом беременный сошел на берег  |  «Беломорские звезды» не гаснут  |
Происшествия   Нашли донную мину: проблемы себе и другим  |  Огонь разбушевался в трюме  |
Политика   Разговор без реверансов  |  У всех на устах  |
Мир   Информация с верфей  |  SOS прошлой недели  |  По дешевке купить - «на иголки» пустить  |  Евро из Германии «распилит» АПЛ  |
Северодвинск   Родные причалы  |
Россия   Новости из портов  |  На морских широтах  |  Военное обозрение  |  Поморские новости  |  У матросов есть вопросы  |  Носом об косяк...  |  Под парусом яванцев  |  «Метрострой» ушел под воду  |  Водородная батарейка: важное открытие  |  Долги тянут на дно  |  Питерский гамбит  |  АПЛ сразила адвоката  |  Лодкой правит Шойгу  |  Наш флаг еще уважают!  |  Полярная драма, ставшая триумфом  |  Девушки на корабле все же к удаче  |  БЕГУЩАЯ СТРОКА  |  «Санта-Мария» Владимира Сладкова  |
Общество   Земля Франца-Иосифа у деревни Рикасиха  |  Никуда, треска, не денешься  |  Здравоохранение области в цифрах  |  По долгу службы – первые  |  Красоты Енисея турист не увидит  |  Последний шанс  |  Добрый подарок природы  |



Поиск по сайту

  

Альтернативный поиск по сайту



Главная тема
А вы, «Ясень», останьтесь…
  Планы по сдаче ВМФ АПЛ «Северодвинск» пересмотрены
Новости
 Самый добрый правозащитник    // 9 декабря, 09:32
Февраль 2004
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
Смотреть архив полностью

Реклама

Только в печатной версии!

Северная Теленеделя
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!

Бабьи хлопоты

Раскраска








Аудитория
нашего сайта:


Подписка

Email:    


 
«Горячая линия» для клиентов
(8-8184) 56-97-88

Сайт для женщин Дамское счастье

Яндекс.Метрика
© ООО "Издательство "Северная неделя", 2001-2010. Авторские права на код, содержание, графические элементы сайта защищены.
Использование материалов сайта разрешено только интернет-изданиям c указанием прямой гиперссылки на ту страницу сайта www.vdvsn.ru, которая цитируется. По вопросам републикации материалов в печатных изданиях обращайтесь на www.vdvsn.ru@gmail.com
Реклама в газетах: reklamsn@atnet.ru. Веб-редактор (реклама на сайте.): www.vdvsn.ru@gmail.com