Корабельная сторона
Номер от 13 января 2003 г. Российские лодки: проект 667БДРМ
|
|
Он стал завершающим кораблем большого «семейства 667»
В прошлом году «Корабельная сторона» рассказывала о подводном флоте США, Великобритании, Германии и Франции. Нам удалось познакомить читателей и с перспективными разработками западного подводного кораблестроения. Но знакомясь с публикациями, неискушенный читатель мог сделать вывод, что российский подводный флот в сравнении с западным ни на что не годен. Сейчас мы начинаем серию публикаций о подводных лодках России. Все сведения собирались из открытых источников. Как думается, наша новая серия поможет читателям более уважительно отнестись к отечественному флоту.ОДВОДНЫЙ крейсер стратегического назначения проекта 667БРДМ (шифр «Дельфин») создан в ЦКБ МТ «Рубин» под руководством генерального конструктора, академика Сергея Ковалева. Правительственное постановление о разработке нового подводного атомохода вышло 10 сентября 1975 года. Новая лодка фактически стала подводным ракетоносцем 2-го поколения плавно перешедшим в 3-е поколение.Основным оружием корабля стал ракетный комплекс Д-9РМ с 16 межконтинентальными жидкостными ракетами Р-29РМ (РСМ-54, SS-N-24 - принят на вооружение в 1986 году), имеющими увеличенные дальность стрельбы, точность и радиус развода боевых блоков. Ракета Р-29РМ и сегодня обладает наивысшим в мире энергомассовым совершенством. Ее длина 14,8 м, диаметр корпуса 1,9 м, она имеет стартовую массу 40,3 т и забрасываемую массу 2,8 т. А это равно забрасываемой массе значительно более тяжелой американской ракеты «Трайдент». Р-29РМ имеет разделяющуюся головную часть, рассчитанную на четыре или 10 боевых блоков (мощность -100 кг). Высокая точность (КВО - 250 м), соизмеримая с точностью американской ракеты «Трайдент» 0-5 (по различным оценкам - 170-250 м), обеспечивает комплексу Д-9РМ возможность поражения малоразмерных высокозащищенных целей. Запуск всего боекомплекта ракетного крейсера может осуществляться единым залпом. Максимальная глубина пуска - 55 м. При этом ограничений по погодным условиям в районе старта нет.В 1988 году ракетный комплекс был модернизирован. Боевые блоки заменили на более совершенные, навигационная система дополнилась аппаратурой космической навигации (система ГЛОНАСС). Стала обеспечена возможность пусков ракет по настильным траекториям, что позволяет более надежно преодолевать перспективные системы ПРО. По оценкам ряда специалистов, модернизированный комплекс Д-9РМ превосходит американский аналог «Трайдент» 0-5 - по таким важнейшим показателям, как точность поражения целей и способность преодолевать средства ПРО. В зависимости от числа головных частей и их массы дальность стрельбы МБР могла значительно превышать 8300 км. В 1990 году на одном из крейсеров проекта 667БДРМ были проведены специальные испытания с подготовкой и запуском всего боекомплекта из 16 ракет в одном залпе. Стрельбы прошли успешно. Этот опыт являлся уникальным как для нашей страны, так и в мире.Следует еще сказать, что Р-29РМ стала последней ракетой, разработанной под руководством Виктора Макеева, а также последней отечественной жидкостной МБР. Все последующие отечественные ракеты проектировались уже твердотопливными.Ракетный комплекс, в случае острой необходимости, может быть снаряжен и моноблочной сверхмощной осколочно-фугасной БЧ с массой взрывчатого вещества более 2000 кг. Такие ракеты могли бы использоваться в неядерном конфликте для сверхточного поражения особо важных стационарных целей. Кроме того, возможно оснащение российских РПКСН ракетами, несущими принципиально новые ядерные БЧ сверхмалого калибра (с тротиловым эквивалентом от 5 до 50 тонн). Таким образом, подводные лодки проекта 667БДРМ способны, в случае необходимости, превратиться из узкоспециализированного средства «ядерного сдерживания» в многоцелевой боевой комплекс, предназначенный для решения задач в вооруженных конфликтах различных категорий и степеней интенсивности. А кроме того, лодки данного проекта в настоящее время используются и для запусков на низкие околоземные орбиты искусственных спутников земли, в том числе и в коммерческих целях.Новый торпедно-ракетный комплекс, установленный на подводной лодке, состоит из четырех 533-мм торпедных аппаратов с системой быстрого заряжения, обеспечивающих использование практически всех типов современных торпед, противолодочных ракето-торпед и приборов гидроакустического противодействия. Конструкция нового корабля являлась дальнейшим развитием лодок 667-го семейства. Но из-за возросших габаритов ракет, а также необходимости внедрения новых конструкционных решений по снижению гидроакустической заметности, на лодке пришлось вновь увеличить высоту ограждения ракетных шахт. Была увеличена также длина носовой и кормовой оконечностей корабля, возрос и диаметр прочного корпуса, обводы легкого корпуса в районе 1-го - 3-го отсеков были несколько «приполнены». Лодки этого проекта имеют наибольшие: длину - 167,0, ширину: 11,7 м. Осадка в среднем составляет 8,8. Водоизмещение: нормальное - 11740 м3, полное - 18200 м3. Рабочая глубина погружения составляет 400, предельная - 650 метров. Полная скорость подводного хода - 23 узла. Экипаж - 140 человек. Автономность - 90 суток.В конструкции прочного корпуса, а также концевых и межотсечных переборок лодки использовалась сталь, полученная методом электрошлакового переплава и обладающая повышенными показателями пластичности. При создании подводной лодки были приняты меры по существенному снижению ее шумности, а также уменьшению помех работе бортовой гидроакустической аппаратуры. Широко применен принцип агрегатирования механизмов и оборудования, которое размещено на общей раме, амортизированной относительно прочного корпуса корабля. В районе энергетических отсеков установлены локальные звукопоглотители, повышена эффективность акустических покрытий легкого и прочного корпусов. В результате по характеристикам гидроакустической заметности атомоход приблизился к уровню американской ПЛАРБ 3-го поколения «Огайо». Главная энергетическая установка подводной лодки включает два водоводяных реактора ВМ-4СГ (по 90 мВт) и две паровые турбины ОК-700А. Номинальная мощность ГЭУ составляет 60000 л. с. На борту корабля имеется два турбогенератора ТГ-3000, два дизельгенератора ДГ-460, два электродвигателя экономичного хода мощностью по 225 л. с. Проект 667БДРМ имеет малошумные пятилопастные гребные винты с улучшенными гидроакустическими характеристиками. Для обеспечения винтам наиболее благоприятного режима работы, на легком корпусе установлено специальное гидродинамическое устройство, выравнивающее набегающий поток воды. Для централизованного управления всеми видами боевой деятельности лодка оснащена боевой информационно-управляющей системой «Омнибус-БДРМ», осуществляющей сбор и обработку информации, решение задач тактического маневрирования и боевого использования торпедного и ракетно-торпедного оружия. На РПКСН установлен новый гидроакустический комплекс «СКАТ-БДРМ», по своим характеристикам не уступающий американским аналогам. Впервые в практике отечественного кораблестроения на проекте 667БДРМ применен стеклопластиковый обтекатель антенны, имеющий безреберную конструкцию, что позволило снизить гидроакустические помехи, воздействующие на антенное устройство комплекса. Имеется и буксируемая гидроакустическая антенна, в нерабочем положении убирающаяся в корпус. Навигационный комплекс «Шлюз» обеспечивает необходимую точность применения ракетного оружия. Уточнение места корабля посредством астрокоррекции производится с подвсплытием на перископную глубину с периодичностью один раз в двое суток. Подводный крейсер проекта 667БДРМ оснащен комплексом радиосвязи «Молния-Н». Имеются две всплывающие антенны буйкового типа, позволяющие принимать на большой глубине радиосообщения, целеуказания и сигналы космической системы навигации. Позаботились конструкторы и о моряках. Экипаж получил в свое распоряжение солярий, сауну, спортивный зал.Строительство лодок было начато в Северодвинске в 1981 году. Флот получил, в общей сложности, семь атомоходов данного типа. Подводные лодки проекта 667БДРМ стали одними из первых отечественных атомоходов, почти полностью неуязвимых в районах своего боевого дежурства. Патрулируя в арктических морях, прилегающих к побережью России, даже при наиболее благоприятной для противника гидрологической обстановке - полный штиль, который наблюдается в Баренцевом море лишь в 8% «природных ситуаций» - они могут быть обнаружены американскими атомными многоцелевыми подводными лодками типа улучшенный «Лос-Анджелес» на дистанциях менее 30 километров. Однако в реальных условиях РПКСН проекта 667БДРМ не обнаруживаются противником вовсе или могут фиксироваться ГАС типа BQQ-5 на дальностях менее 10 км. Более того, как отмечают специалисты в полярных морях существуют обширные районы, где даже в полный штиль дальность обнаружения лодок проекта 667БДРМ снижается до менее чем 10 км. При этом следует иметь в виду тот факт, что Российские ракетные подводные лодки несут боевое дежурство фактически во внутренних водах страны, достаточно хорошо прикрытых противолодочными средствами флота.По-видимому, служба ракетоносцев проекта 667БДРМ продлится до 2010-2015 годов. Для поддержания их боевого потенциала на необходимом уровне они проходят ремонт на северодвинском предприятии «Звездочка».
|
|