Профессоры юридического факультета Петербургского университета считают, что нашим профсоюзам нужно учиться у молодежи
В минувшую пятницу, 28 марта, журналистов издательства «Северная неделя» почтили вниманием профессоры юрфака Петербургского университета: доктор юридических наук редактор журнала «Российское правоведение» Евгений Хохлов и доктор юридических наук Игорь Козлихин. До этого ученые мужи из северной столицы успели побывать на предприятии «Звездочка», а также встретиться с судейским сообществом Северодвинска и обсудить вопросы взаимодействия со средствами массовой информации. Не знаю, как судьи, а пресса к диалогу с юристами готова!
А чашечкой традиционного кофе мы повели разговор о том, что кажется насущным и интересным. В нем также приняли участие директор северодвинского хлебокомбината Валерий Мостович и председатель городского суда Александр Феопентов. Оба, кстати, выпускники юридического факультета тогда еще Ленинградского университета.
- Евгений Борисович, вы, помимо того, что преподаете на юридическом факультете, являетесь консультантом Государственной думы по вопросам трудового права.- Действительно, это так. Участвовал в разработке нового Трудового кодекса, правда, отвечать могу лишь за то, что было на входе. На выходе документ получился несколько иным.
- Так вот. Многие наемные работники, в том числе и в нашем городе, страдают от произвола частных работодателей. Они, пользуясь возможностью оформлять трудовые договоры с минимальной заработной платой в 450 рублей, наносят ущерб и работнику, и, что говорить, местному бюджету. К тому же нельзя назвать нормальной ситуацию, когда минимальная заработная плата меньше даже официального прожиточного минимума. Что-то будет в будущем меняться?- Думаю, да. Уже сейчас принимаются меры к тому, чтобы и работодателю, и работнику было невыгодно скрывать реальную заработную плату, экономически невыгодно нарушать закон. В свете реформы пенсионного законодательства, накопительной системы начисления пенсии работникам уже невыгодно получать деньги в «конверте». Ведь чем больше зарплата, тем выше потом будет пенсия. Что касается работодателей, то с ними пока сложнее.
А вообще, то, о чем вы спросили, - элемент глобальной проблемы под названием «российский менталитет». Он у нас во многом пока античный. Мол, государство должно все дать, всем обеспечить. От этого нужно избавляться, государству следует отвести ограниченный набор функций, которые ему надлежит исполнять.
- А как быть с защитой прав трудящихся в таком случае?- В этом плане показательна роль профсоюзов, а они, по моему глубокому убеждению, сейчас являются типичным проявлением того самого античного менталитета. Профессиональным союзам не хватает самоорганизованности, где-то - смелости. Западная практика показала, что профсоюзы могут многое. Решить такую частную проблему, как зарплата в «конвертике»? В том числе. При желании.
- Вы каждый день общаетесь со студентами. Как думаете, нынешние молодые отличаются по сути? К вопросу о менталитете...В разговор вступает Игорь Козлихин:
- Во все времена молодежь ругают. Я скажу, что она, современная, лучше нас. По студентам своим сужу. Они меньше спят, больше работают, перестали пить водку. Они больше понимают в жизни, чем мы в их годы. Некий вариант американских яппи. Подъем в шесть утра, холодный душ - и на работу. Большинство наших студентов работают чуть ли не с первого курса. Профсоюзам можно поучиться.
- Интересно, каковы абитуриентские тенденции в университете? Из глухой провинции много народу поступает?Евгений Хохлов:
- Когда мы учились, в университете существовала установка - ленинградцев не более тридцати процентов. Последние годы тенденция естественным образом поменялась. Питерских парней и девушек на факультете стало больше. Во-первых, в провинции острее стоят материальные проблемы, во-вторых, у юрфака не было достойного общежития.
Игорь Козлихин:
- Старая общага на улице Добролюбова (некогда, кстати, публичный дом для солдат) пришла в негодность. Уже сейчас идут отделочные работы в новом общежитии на Васильевском острове.
Евгений Хохлов:
- О тенденциях. Ученый совет юридического факультета принял решение в этом году сократить набор студентов. Мы примем триста человек, причем лишь сто на бюджетной основе. Зато набор именно иногородних будет увеличен. Если Санкт-Петербург уже перенасыщен юристами, в городе работает сорок вузов, имеющих юридические факультеты, то в провинции подобных кадров пока не хватает.
Игорь Козлихин:
- Главное, чтобы студенты домой возвращались. Хотя, на мой взгляд, процесс выравнивания идет. Раньше ведь в столицы за колбасой ехали, а теперь она везде есть и стоит одинаково.
- Мы же с Валерием Васильевичем вернулись! - улыбается судья Александр Феопентов. - Между прочим, я тоже из глухой провинции поступал. Жил в Плесецке.
- Вопрос, который, безусловно, волнует выпускников школ 2003 года. Месяца четыре назад совет ректоров вузов Санкт-Петербурга обсуждал проблемы вхождения города в эксперимент по единому государственному экзамену. Ваши институты и университеты были против набора студентов по результатам ЕГЭ. Почему? Нужно будет сдавать экзамены?
Евгений Хохлов:
- Насколько мне известно, Санкт-Петербург все-таки войдет в эксперимент. Не в этом году, а через два или три. Хотя аргументы «против» у нас имеются.
Согласитесь, государственный университет Санкт- Петербурга, как и многие другие наши вузы, является, что называется, престижным. Если абитуриенты, успешно выдержавшие единый экзамен, с одинаково хорошими результатами приедут к нам поступать, получается, мы должны будем брать всех? Такое просто физически невозможно. Где столько преподавателей найти? И еще. Эксперимент начисто отбирает у преподавателей вузов возможность влиять на качественный состав студентов.
К сожалению, времени для общения с учеными мужами из Санкт-Петербурга было выделено немного. У них оно, как правило, расписано по минутам. В связи с чем, от себя лично и от всего нашего журналистского сообщества, выношу благодарность Евгению Борисовичу и Игорю Викторовичу за проявленный интерес и искренность диалога.
Наталья КОЛОГРЕЕВА