Корабельная сторона
Номер от 16 марта 2004 г.

Ледовый причал продолжается
Архангельский морской порт определен как головной для доставки грузов на Ямал

Правда, здесь нужно сделать важную оговорку. Пока только подписан так называемый договор о намерениях. Однако он тоже придает уверенности архангельским морякам и портовикам.

В ПЕРВУЮ очередь это касается докеров ОАО «Архангельский морской порт» и моряков Северного морского пароходства. Вовсе не исключается, что к большому транспортному потоку на заполярный полуостров могут подключиться и некоторые другие местные транспортные организации. Например, ОАО «Северное речное пароходство», ОАО «Арктикрейд», а также специалисты Архангельской гидрографической базы и Северного управления гидрометеослужбы. Последние могут выступить в качестве партнера, обеспечивающего безопасность морского пути.

Руководитель представительства администрации Северного морского пути в Архангельске Александр Михайлович Бакин рассказывает:

- На Ямале имеется три месторождения природного газа, которые необходимо ввести в эксплуатацию до 2010 года: Харасавэйское, Бованенковское, Крузенштерновское. Для транспортировки газа требуется проложить газопровод с Ямала на Югорский полуостров через Байдарацкую губу с последующим выходом к западным границам России и к отечественным потребителям газа. Объем работ очень большой. В течение нескольких лет на Ямал предстоит завезти 700 тысяч тонн различных грузов: оборудование, трубы большого диаметра, топливо и так далее.

От себя добавим: опыт у архангельских портовиков и моряков в подобных перевозках есть, и немалый. Достаточно сказать, что еще в середине

70-х годов прошлого века именно они совместно с мурманчанами первыми включились в широкомасштабный эксперимент по доставке грузов к необорудованному побережью Ямала. Выгрузку тогда производили на прибрежный припайный лед. Поэтому эта операция и получила условное наименование «Ледовый причал». Первые экспериментальные рейсы оказались удачными и рентабельными. Поэтому вскоре само понятие «ледовый причал» прочно вошло в практику наших северных пароходств, потеряв определение «экспериментальный».

Любопытно, однако, каким образом теперь будут задействованы прежние постоянные партнеры архангелогородцев - мурманчане. Ведь в условиях рыночной экономики к ним более подходит уже иное слово - «конкурент». Александр Михайлович пояснил:

- Мурманчане и на сей раз предлагали решить задачу поставки грузов на Ямал через свой порт. Но у нас с газовиками в конце 90-х годов уже была проведена предварительная работа. Они прекрасно узнали возможности архангельского порта, где можно накапливать большое количество генеральных грузов, где есть соответствующий флот - как морской, так и речной. К тому же с конца 90-х «Надымгазпром» работает с нашими полярными гидрографами по обеспечению завоза грузов на Ямал.

Конечно, и мурманским ледокольным и транспортным судам найдется работа, так как газовики не исключают и вывоза углеводородов зимой...

В заключение о перспективах. После начала эксплуатации месторождений ямальского газа планируется ежегодно доставлять на полуостров от 200 до 300 тысяч тонн различных грузов. Они будут необходимы для жизнедеятельности промыслов. Таким образом, работа предвидится и в относительно далеком будущем, а это выгодно для предприятий нашей области и для областного бюджета.

Олег АНДРЕЕВ (по материалам СМИ)