Корабельная сторона
Номер от 16 марта 2004 г.

«Парус» у Ждановской набережной
Недавно в издательстве «ЛИК» вышла антология блатной песни «Споем, Жиган»

Автор ее Михаил Шелег в предисловии сообщает: «Парус» - плавучий ресторанчик у Ждановской набережной. Каждый вечер в нем под плавное покачивание и плеск воды за окнами рядовые советские граждане предавались веселью и пьянству. Между столиками сновали официантки, закуска, цыпленок табака, - 5 руб., графинчик водки - трешка...

МУЗЫКАНТЫ играли модный в те годы «Синий-синий иней лег на провода». А когда клиенты доходили до той кондиции, когда хочется куражу, руководитель оркестра Николай Резанов объявлял:

- Дамы приглашают кавалеров!

И начинался кураж. Музыка визжала. Палуба дебаркадера уходила из под ног...»

Михаил Шелег рассказывает еще об одном эпизоде:

«Как-то раз вдали от оркестра за сдвинутыми в один столами сидели мужественные, в большинстве пожилые мужчины с военной выправкой и внимательно слушали стихи, которые читал бывший механик легендарной подлодки С-13 Яков Спиридонович Коваленко о своем командире Александре Ивановиче Маринеско. Не успел он дочитать до половины, как к нему подошла толстая блондинка с распущенными волосами и, назвав себя главным администратором, сердито выговорила, чтобы стихи не читали, так как здесь не собрание, а ресторан. И притом еще... иностранцы.

И действительно, среди гостей находились англичане. Знали бы они, что тут поминают командира С-13, который утопил 30 января 1945 года немецкий лайнер «Густлов» с фашист-скими экипажами десятков подлодок, которых Гитлер хотел бросить на блокаду Великобритании, они бы поддержали русских героев!

...И все-таки справедливость восторжествовала. Вскоре инцидент был исчерпан. Посетители ресторана узнали, что здесь героические моряки с легендарной подлодки отмечают память своего командира. Коваленко протянули от эстрады шнур с микрофоном. Теперь героев слушал весь зал. А потом, после очередной рюмки «не чокаясь», наступила разрядка. Заиграл джаз, гости «Паруса» стали петь и танцевать... Это было 10 мая 1978 года».

В этом ресторанчике мне тоже приходилось бывать не раз, и все, о чем пишет Михаил Шелег, сохранилось в памяти.

Наши пути с Маринеско ранее часто пересекались. В блокаду я несколько раз проходил по тогда еще деревянному Тучкову мосту, направляясь с Васильевского острова, где в штабе управления вспомогательных судов и гаваней Балтийского флота безуспешно просил взять меня юнгой на какой-нибудь буксир. И шагал мимо плавбазы «Аэгна», где швартовалась и ремонтировалась после боевых походов подлодка Маринеско.

Когда проходил курсантскую практику в ленинградском морском порту, я, наверное, видел, как старпом Маринеско приводил из загранплавания свой пароход, работая в Балтийском пароходстве. А с командиром прославленной подлодки «Лембит» А.И. Матиясевичем, который после войны работал капитаном судов, я даже разговаривал. Он был однокашник Маринеско.

Тогда я подводными лодками не интересовался и, что удивительно, мы с Маринеско много раз расходились контракурсами... Он жил на улице Строителей, 6 (сейчас ул. Маринеско), а я на проспекте Стачек, 67, в двухстах метрах от него. Я проходил мимо его дома, когда навещал своего друга, а Маринеско наверняка бывал в магазине, который находился рядом с нашим домом.

В эти же годы мы иногда за-глядывали с приятелем на плавучку у Тучкова моста. Любили посещать и сад отдыха, что на Невском, где на открытой эстраде выступали Аркадий Райкин, Глеб Романов в другие любимцы публики, среди которой блатные подделывались под иностранцев, дефилируя между девиц важной походкой. Мы тоже выкаблучивались под танец с саблями Хачатуряна, курили престижные сигареты и друг другу громко кричали:

- Вэри вэлл! Олл райт! О`кей! Гут!

Прошло много лет. Дебаркадер стоит мертвый и нелюдимый. Кто хозяин - неизвестно. Но охраняют его четыре пенсионера - бывшие моряки. Один из них - Василий Павлович Корсаков, бывший блокадник и военный юнга, потом электромеханик Северного морского пароходства в Архангельске.

Вахтят сутки через трое. Видимо, ждут, когда их оторвет от берега невское течение или наводнение. А может, «Парус» всех переживет, оставив частичку истории о подлодке С-13 и А.М. Маринеско... Недавно на нем появилось объявление: «Сдается в аренду».

Владимир ЩЕТИНИН, Санкт-Петербург