Корабельная сторона
Номер от 27 апреля 2004 г.

Под маркой «Liberty» - «Свобода»
ходил по морям советский пароход «Киров»

Суда и корабли имеют свою судьбу. Одни отплавали свой срок и сданы на металлолом. Другие, погибшие от бомб или торпед, покоятся в морской пучине. Третьи, заслуженные ветераны, стали музеями. Моряки любят свои корабли, как людей.

Мне хотелось бы отдать должное крупнотоннажному транспорту типа «Либерти», ставшему основным перевозчиком ленд-лизовских грузов, а конкретно - пароходу «Киров». По причине потери баз судостроения на Черном море и Балтике Советский Союз какое-то время не мог строить торговый флот. Единственный судостроительный завод в Молотовске (нынешний Северодвинск) был занят строительством и ремонтом военных кораблей. Вот почему при создании торгового флота нам так была нужна американская помощь.

Пароход «Чарли Гордон Куртис» был построен в 1942 году на судоверфи в Портленде, ставшем впоследствии побратимом Архангельска. Под американским флагом он ходил в составе конвоев в Средиземном море и Персидском заливе. 29 февраля 1944 года благополучно прибыл с грузом в Мурманск. 25 апреля того же года, согласно приказу Народного комиссариата водного транспорта, принят нашими моряками от американских. Ему присвоили название «Киров», подняли на нем Государственный флаг СССР. С 15 июня 1944 года «Киров» официально зачислен в состав Северного морского пароходства, приписан к Архангельскому морскому порту, одновременно включен в состав Северного флота для перевозки военных грузов на театре военно-морских действий.

Пароход принял участие в арктических конвоях, в частности, в Петсамо-Киркенесской операции, сделав шесть переходов из Мурманска в Петсамо и обратно. Это был хорошо вооруженный транспорт, экипаж которого мог защищать его от атак немецких военно-морских сил и авиации.

За военные заслуги «Киров» отмечен почетным вымпелом Народного комиссариата морского флота. В мирные годы пароход прошел многие тысячи морских миль, побывал за рубежом, в том числе и в стране, где был построен. Выведен из эксплуатации 11 октября 1971 года.

Сейчас в Архангельске живут десять членов экипажа славного «Кирова», знавшего огненные рейсы.

Евгений ДЕРЕВНИН, Архангельск