Корабельная сторона
Номер от 21 июня 2005 г. Русские крейсера
|
|
Программа кораблестроения 1881 года. К 1881 году военно-политическая обстановка потребовала от России иметь на основных военно-морских театрах сильные флота и опорные базы.
На особом совещании под председательством великого князя Алексея Александровича в августе 1881 года было определено первостепенное значение Черноморского флота. Поскольку одновременное создание заново двух флотов (Черноморского и Тихоокеанского) было экономически невыполнимо, то на случай войны на Черноморский флот возлагалось обеспечение Тихоокеанского флота броненосными силами, а на Балтийский - крейсерскими. При подготовке строительства на 20-летний период до 1901 года крейсерство на океанских торговых путях рассматривалось как самое действенное средство. Это и определило создание русского типа крейсера-рейдера с большой автономностью, высокой скоростью и мощным вооружением.Учитывая возможности экономики, в течение этого периода планировалось построить 13 крейсеров: 4 фрегатского ранга и 9 ранга корвета. В соответствии с программой стали развиваться две ветви крейсеров. Первая (фрегаты) привела к созданию нового типа крейсера - броненосного, защищенного по ватерлинию броневым поясом. Первым в мире океанским крейсером такого типа стал броненосный фрегат «Князь Пожарский», вступивший в строй в 1873 году. В 1875 и 1877 годах в состав флота вошли два однотипных корабля - «Генерал-адмирал» и «Александр Невский» (позже был переименован в «Герцог Эдинбургский»), а в 1878 году в строй вошел четвертый броненосный фрегат - «Минин». Далее, до 1901 года, было последовательно построено еще 8 крейсеров этого типа.
|
|