Корабельная сторона
Номер от 17 января 2006 г.

Причалы памяти для субмарин
Примером успешной деятельности может служить работа калининградского Музея Мирового океана, сумевшего за сравнительно короткий срок создать внушительную композицию кораблей не только в Калининграде, но и в других городах России.

Зато российский проект увековечивания первенца отечественного атомного подводного кораблестроения - АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» продолжает буксовать. Проектное бюро «Малахит» совместно с Севмашем, где корабль строился, разработало детальный проект мемориала еще в 1989 году, однако недостаток средств мешает его реализации. Переоборудованием лодки займется завод-строитель, а местом постоянной стоянки будет Санкт-Петербург. Скорее всего, по соседству с «Авророй». Однако пока атомоход остается в Пала-губе, близ Мурманска, где расположен один из центров утилизации подлодок, выведенных из состава ВМФ. Именно там в 2004 году пошла под нож печально известная «Хиросима» - К-19. Впечатляющий проект музея на ее базе остался на бумаге. А жаль, драматических событий, выпавших на долю «Хиросимы», хватило бы на несколько экспозиций. Увы, символ мужества советских подводников и первый атомный ракетоносец К-19 увековечен лишь монументом на Кузьминском кладбище столицы.

Темпы утилизации выведенных из состава флота атомоходов растут. Лодки режут столь стремительно, что промедление в пару лет может привести к шапочному разбору. Одна «радость» - американцы и их союзники, субсидирующие эти программы, нацелены на скорейшее уничтожение наиболее современных кораблей. А ну как русские передумают их резать! Так что у потенциальных музейных экспонатов здесь очевидное преимущество.

На центральной площади Картахены установлена первая испанская субмарина - «Пераль» (1888). Из пребывающих на «пленэре» подводных кораблей это, возможно, старейший. Но и у нас в главном зале Центрального военно-морского музея кое-что имеется, а именно подводная лодка конструкции С.К. Джевецкого. Уже к 1881 году Россия построила 25 единиц и столько же строилось за рубежом! Беда в том, что проходили эти корабли по Инженерному ведомству как плавучие торпедные батареи и к флоту, выходит, имели лишь косвенное отношение.

В ходе русско-японской войны на Тихом океане действовала целая группа русских подлодок, но и это не в счет. Они числились миноносками. В итоге мы отмечаем столетие отечественного подводного флота лишь в 2006 году.

Приказом по Морскому ведомству № 52 от 11 (24) марта 1906 года подводные лодки были наконец-то выделены в самостоятельный класс боевых кораблей, а спустя 16 дней в Либаве организовали первый учебный отряд подводного плавания. К этому времени Россия располагала 19 подлодками. Жаль, что отпраздновать по месту исторического события не представляется возможным. И не только по причине патологической враждебности латышей: от бывшего порта имени Александра III остались лишь жалкие воспоминания. А ведь совсем недавно на берегах военной гавани Лиепаи стояли мощные сооружения из красного кирпича. Увы, кирпичи те давно уже разошлись по 20 сантимов за штуку...

Впрочем, было бы смешно возлагать ответственность за варварство на представителей «титульной» нации, численность которой практически не превышает русскоязычного «меньшинства». Вспомните, каково отношение к историческому наследию в родном Отечестве, и станет ясно, что беречь его стоит в любом проявлении и всем миром, независимо от национальности.

Сергей АПРЕЛЕВ