Корабельная сторона
Номер от 21 февраля 2006 г.

«Красная кузница» ждет приговора
В конце февраля арбитражный суд решит судьбу старейшего судоремонтного завода

В самом начале февраля «Правда Севера» опубликовала открытое письмо трудового коллектива «Красной кузницы». У него несколько адресатов: губернатор, председатель областного Собрания, федеральный инспектор, а также прокурор Архангельской области. Требование одно - не допустить банкротства старейшей российской верфи. А еще раньше, в январе, в протоколе расширенного заседания профкома завода появилась отчаянная и во многом красноречивая фраза: «Трудовой коллектив устал от безвластия».

«Красную кузницу» пытались обанкротить и раньше. Первый раз предприятие пережило такой неприятный поворот событий в период с февраля 1997 года по ноябрь 2001-го. В конце концов дело завершилось мировым соглашением. Однако за пять последующих лет экономическая ситуация не выправилась. Осенью 2004 года вновь заговорили о введении на заводе внешнего управления как о спасительной мере. Причем этот малоприятный процесс был инициирован самим предприятием.

Мы тогда побывали на «Красной кузнице». На тот день положение было таково: общий долг завода - 452,5 млн рублей, не было средств на приобретение материалов, топлива, долг по заработной плате составлял свыше 12 млн рублей.

У этой беды архангельских судоремонтников объективные причины. Впрочем, здесь впору говорить не только о СРЗ «Красная кузница», а обо всей системе судоремонта в пореформенной России. Что бы там ни говорили, а Советский Союз имел мощный транспортный флот, который планомерно обновлялся за счет судов отечественной и зарубежной постройки. По численности и общему тоннажу наш транспорт считался одним из крупнейших в мире. Естественно, и судоремонтная промышленность страны поддерживалась на должном уровне: заводы и верфи строились и развивались с таким расчетом, чтобы обеспечить плановые ремонты всей этой плавающей армаде. И заказы были.

Но вот начались ельцинские реформы, как уже очевидно, поспешные, непродуманные, зачастую замешанные на криминале. Флот оказался без работы, многие, и порой современные, суда по законам так называемого дикого рынка пошли на списание и распродажу. Ликвидировались целые пароходства... В таких условиях и судоремонтники оказались без работы. Плюс известный кризис неплатежей. «Красная кузница» не стала исключением. О падении производства говорит сокращение числа работающих более чем в три раза. Вот чем объяснялось введение «первого» независимого управления.

Во второй раз процедуру инициировало само предприятие: в коллективе делали ставку на то, что арбитражный суд сможет объективно разобраться в сложившейся ситуации. Это первое. Во-вторых, внешнее управление гарантировало замораживание кредиторской задолженности, которую никак не мог погасить завод. В апреле 2005 года внешнее управление ввели. Что же произошло дальше?

В конце августа того же года было принят план погашения задолженности. Им предполагалось продать на открытых торгах стапельную площадку, два причала у блока цехов, оторочку перед дамбой на Мосеев остров.

Это решение утвердили на собрании кредиторов. Главный из них - ОАО «Урало-Сибирский банк». Он имеет более половины голосов от общего количества и потому вправе принимать решения единолично. Имущество продали. И вдруг вдогонку уже реализованному решению банк предпринял попытку в судебном порядке оспорить проведенные по своему же требованию торги. Для этого в январе уже этого года Урало-Сибирский банк вновь созвал собрание кредиторов и принял решение обратиться в арбитражный суд о... признании «Красной кузницы» банкротом.

Итак, в штате завода на сегодня 682 человека. Крупных заказов нет даже от Северного морского пароходства, а ведь в первую очередь для ремонта его судов в свое время создавалось соломбальское предприятие, его мощное доковое и причальное хозяйство. Механический цех завода работой тоже не загружен. Старое оборудование, среди которого есть уникальный американский гидропресс, установленный еще в 1943 году, образно говоря, дышит на ладан. Когда на предприятие поступало новое оборудование, никто не помнит. Коллектив за годы безденежья и простоев потерял немало квалифицированных кадров - они ушли в другие организации и частные фирмы.

Внешний управляющий Олег Смирнов назначен на эту должность в декабре 2005 года. По его словам, если арбитражный суд примет решение о признании завода банкротом, то по закону все рабочие должны быть уволены и ни один собственник не сможет здесь разместить свои заказы. Тогда «Красная кузница», старейшая верфь России, появившаяся 312 лет назад по указу Петра I, пойдет с молотка. Здания и причалы будут распроданы, оставшееся оборудование, краны, доки пустят на металлолом...

Олег Германович уверен, что оснований для начала процедуры банкротства нет, а есть только решение основного кредитора - Урало-Сибирского банка. С его позицией солидарен и трудовой коллектив, который не только подал соответствующее ходатайство в арбитражный суд, но в случае признания завода банкротом намерен обратиться напрямую к президенту.

Банк же, столь удачно получивший большинство в собрании кредиторов, кроме всего прочего, намерен сменить и Олега Смирнова на некоего молодого человека, жителя среднерусского города Орла, получившего диплом о высшем юридическом образовании в... июле 2005 года.

Итак, слово за арбитражным судом области. Его заседание назначено на 27 февраля.

Олег АНДРЕЕВ