Корабельная сторона
Номер от 23 мая 2006 г.

Могильник, который защитит живое
Как ликвидируются опасные неликвиды. В СВОЕ время в Советском Союзе было построено больше всех в мире кораблей и судов с ядерной энергетической установкой. В это число входят около 250 атомных подводных лодок, 5 надводных боевых кораблей, а также восемь атомных ледоколов и один лихтеровоз.

Однако «увлекшись» созданием атомного флота, инженеры забыли о том, что даже самая совершенная техника имеет предельный срок эксплуатации и когда-то ее придется утилизировать. В свое время не было создано никакой инфраструктуры для судоразделки атомного флота, не были предусмотрены хранилища для отработавшего ядерного топлива и других радиоактивных отходов. Проблему «радиоактивных неликвидов» России приходится решать сегодня. Всего на нее, а сюда входит также и реабилитация загрязненных территорий, требуется четыре миллиарда долларов США.

Общую активность отработавшего ядерного топлива атомных подлодок специалисты оценивают в 25 миллионов кюри, а суммарный вес всех подлежащих сегодня утилизации радиоактивных конструкционных материалов превышает 150 тысяч тонн. Общий вес подлежащего разделке металла атомных субмарин - около 1,5 миллиона тонн. Для вывоза ядерного топлива на южноуральское предприятие «Маяк» по его переработке только с баз Северного и Тихоокеанского флотов требуется сто рейсов специального «атомного» поезда, а он может совершать только 10-15 подобных рейсов в год.

Тем не менее благодаря собственным ресурсам, а также международной финансовой помощи, России к сегодняшнему дню удалось утилизировать 133 атомные подлодки: 90-на Северном флоте и 43 - на Тихоокеанском. Как считает заместитель руководителя Росатома Сергей Антипов, хотя к 2012 году проблема разделки оставшихся не утилизированными субмарин будет решена, остаются вопросы вывоза отработавшего топлива с береговых баз, реабилитация загрязненных территорий и так далее. А эти задачи не будут решены еще долго.

И все же сегодня можно говорить о том, что и к решению этой проблемы россияне подошли вплотную. Так, на Кольском полуострове в Сайда-Губе с помощью Германии создается береговой пункт долговременного хранения реакторных отсеков. По планам, он должен быть сдан не позднее 2010 года. Здесь на открытой площадке будут храниться, теряя свою радиоактивность, 120 отсеков с атомными реакторами субмарин. Предстоит построить еще и специальный причал для дока, в котором можно будет отправлять на площадку длительного хранения вырезанные отсеки со снежногорского завода «Нерпа», где отлажена утилизация подлодок.

Но это лишь часть комплекса. Нужны еще и железнодорожные транспортеры, на которых будут перемещаться отсеки весом порядка 1600 тонн, предстоит построить помещение для ремонта отсеков, покраски их антикоррозийным составом, необходимы постройки для размещения обслуживающего персонала...

Немцы уже затратили половину выделенной суммы в 300 млн евро. Летом нынешнего года будет открыта первая площадка на 40 отсеков. Но наш «Росатом» попросил немецких партнеров расширить зону хранения и создать площади еще под 30 отсеков. Это предложение было принято.

Большую помощь оказывают Северо-Западу России по утилизации подлодок и безопасному хранению отработавшего ядерного топлива Великобритания и Норвегия. На их деньги уже утилизированы несколько подлодок, а также очищается от «радиоактивной грязи» губа Андреева, где расположено одно из самых больших в мире хранилищ - более 20 тысяч отработавших тепловыделяющих сборок атомных реакторов. Италия выделяет 360 млн евро на строительство комплекса по обращению и хранению радиоактивных отходов в губе Андреева, специальных контейнеров для вывоза топлива из бывшей базы североморских АПЛ в Гремихе. Это около 800 облученных тепловыделяющих сборок общим весом радиоактивного вещества в полторы тонны.

Как заявил Сергей Антипов, несмотря на многие объективные сложности, Россия добросовестно выполняет взятые на себя обязательства по утилизации отслуживших свое атомных кораблей.

Ярослав ВОЗНЕСЕНСКИЙ